Бертольд Вольц «Раздражающий господин», 1874 год
На этой картине мы видим типичный поезд 19 века, в вагоне которого сидят три пассажира. Но на первом плане только два из них — молодая девушку и мужчина средних лет.
Девушка довольно юна и красива. Она везёт с собой багаж — гобеленовую сумку, деревянную коробку и шторы. Пассажирка одета во всё чёрное, что может говорить о её трауре. Она слишком молода, чтобы хоронить мужа, а, значит, умер кто-то из её близких родственников, возможно, мать или отец.
На лице девушки можно увидеть слёзы. Вероятно, они вызваны горем от потери родственника. А может красавица расстроена из-за навязчивых ухаживаний джентльмена с соседнего сидения?
Мужчина уже не молод, но имеет весьма претенциозный вид. У него дерзкие усы, шляпа, сигара. Всё это говорит о том, что денди активно пытается привлечь внимание женщин.
Наклоняясь над спинкой сиденья, горе-кавалер пристально смотрит на даму, размахивая зажженной сигарой. Похоже, он пытается завязать беседу, хотя очевидно, что у его попутчицы нет такого желания.
Девушка совершенно не настроена на знакомство. Наоборот, она раздражена, в её взгляде чувствуется негодование. Вот только сделать красавица ничего не может. Она путешествует одна и никто не может за неё вступиться. Слёзы девушки могут быть вызваны именно её беспомощностью в данной ситуации.
На заднем плане с краю холста, нарисован ещё один персонаж, который почти обрезан художником. Этот пожилой человек с угрюмым лицом хорошо понимает весь смысл происходящего, но предпочитает не вмешиваться в ситуацию.
Вероятно, он не чувствует в себе ни моральных, ни физических сил, чтобы заступиться за барышню. Мужчина просто сидит, потупив взор и старается делать вид, что ничего не происходит.
Картина написана в жанре «проблемных», который был очень популярным у европейских художников конца 19 века. Этот жанр представлял собой картину с сюжетом, который нёс какой-либо конфликт, причём не только внешний, но и внутренний.
Обычно такие произведения вызывали многочисленные споры и предположения. Их даже обсуждали в газетах, на различных встречах и приёмах. Это жанр был хоть и недолговечен, но очень популярен и явно перекликается с работами русских передвижников.