Илларион Михайлович Прянишников «Порожняки»,1872 год
На этом полотне мы видим конный обоз, который медленно движется по бескрайнему заснеженному полю. Зимой темнеет рано, поэтому можно заметить начинающиеся сумерки. Лошади устали. Последние из них отстают от обоза и неохотно бредут еле перебирая копытами.
На переднем плане в санях едет молодой человек, который, судя по всему, сильно замёрз. Он кутается в своё совсем не тёплое пальто и пытается согреться, засунув руки в рукава.
Этот юноша — семинарист, который едет домой на каникулы. Наконец-то он отдохнёт от учёбы, муштры, шума, голода и прочих прелестей семинаристского быта. Жизнь семинаристов того периода не была роскошной, порой приходилось жить в тесных комнатах по 6-10 человек, недоедать, терпеть нужду и дедовщину.
О том как жилось семинаристах, можно понять по сохранившимся воспоминаниям. Так пишет Иван Никитин в Своей повести «Дневник семинариста»:
Слава тебе, Господи! Вот и каникулы! Вот, наконец, я и дома… Да! Нужно, подобно мне, позубрить круглый год уроки, ежедневно, — да еще два раза в день, — за исключением, разумеется, праздников, — промерить от квартиры до семинарии версты четыре или более; потом в душной комнате, в кружке шести человек товарищей, подчас в дыму тютюна, погнуться до полночи над запачканною тетрадкой или истрепанною книгой, потвердить греческий и латинский языки, геометрию, герменевтику, философию и прочее и прочее и после броситься с досадою на жесткую постель и заснуть с тощим желудком, оттого что какие-нибудь там жиденькие, сваренные с свиным салом щи пролиты на пол пьяною хозяйкою дома, — нужно, говорю я, все это пережить и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть теплого, гостеприимного, родного уголка…
Семинарист Пряшникова, несмотря на лютых холод, также рад возвращению домой. Он везёт с собой книги, по который, возможно, будет заниматься.
Трудно сказать, захочет ли юноша возвращаться обратно. Он возмужал за годы учёбы, характер его изменился. В семинариях тихие домашние мальчики быстро менялись до неузнаваемости. В то время обстановка в духовных школах, как ни странно, провоцировала на дурные и аморальные поступки, развивала пристрастие к карточных играм, курению и алкоголизму.
Из воспоминаний митрополита Евлогия:
В духовное училище дети поступали — крошки, девятилетние мальчики. Их привозили из теплого семейного гнезда — в казарму. Какую бурю они, бедные, переживали! Их распределяли по койкам (в одном дортуаре человек по сорок)… Приезжали они нежные, сентиментальные, доверчивые — и переживали, каждый по-своему, настоящую драму… Не забыть мне одного мальчика — Колю Михайловского, умного, нежного, ласкового. Через две недели по поступлении он ночью пропал (бежал домой)… Объяснил мальчик свой побег просто: «Там нехорошо, обратно не хочу…»
Трудно сказать, насколько изменился герой картины Пряшникова. Будем надеяться, что его жизнь сложилась хорошо.