Василий Григорьевич Перов «Последний кабак у заставы», 1868 год
На этой картине мы видим две упряжки, которые стоят на окраине города. На одних санях, съёжившись, сидит одинокая молодая женщина. Она очень замёрзла и явно не хочет здесь находиться. Чего же ждёт героиня сюжета?
А ждёт она своего супруга или отца, который в кабаке со своими друзьями. Именно этот кабак мы и можем увидеть с левой стороны картины. Тускло светятся его грустные окна, из трубы валит густой дым. Здесь крестьяне, приехавшие в город, пропивают гроши, заработанные за день.
Отец семейства, вероятно, привёз какой-то товар, а после успешной торговли решил отметить это дело в кабаке. Напрасно хозяйка ждёт деньги от этой поездки — всё будет спущено на выпивку. Если останутся какие-то копейки — это будет большая удача.
По мнению самого Перова, кабак — это «вертеп разврата», где адский огонь поглощает любого туда входящего. Этот огонь светит из усталых окон, словно заманивая путников «на одну только рюмочку».
Но судя по тому, как окоченела девчушка, она сидит в санях не менее часа, а, значит, дело одной рюмочкой не ограничилось.
Пространство картины создаёт трагический тон, печальными аккордами звучат тёмные серые и коричневые тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. Нет ни малейшего просвета, лишь пробирает до костей ледяной холод в этом пустынном мрачном месте.
На улице постепенно становится всё темнее и темнее, а морозный ветер заносит сани снегом. Грустная и тоскливая картина демонстрирует всю трагическую обреченность русского крестьянства.