Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851-1852 год
На этой картине мы видим красивую девушку, одетую в нарядное платье. Она плывёт на спине по ручью, но будто-бы не понимает этого, думая о чём-то о своём. Что же с ней происходит?
Картину написал прерафаэлит Джон Эверетт Милле. Он изобразил на ней Офелию, известную нам по пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет». Из сюжета произведения мы знаем, что Офелия сошла с ума после гибели отца. В этом состоянии она пошла к реке, пытаясь повесить на деревья свои венки, и упала в воду.
Туда она пришла, сплетя в гирлянды
Крапиву, лютик, ирис, орхидеи, –
У вольных пастухов грубей их кличка,
Для скромных дев они – персты умерших:
Она старалась по ветвям развесить
Свои венки; коварный сук сломался,
И травы и она сама упали
В рыдающий поток. Ее одежды,
Раскинувшись, несли ее, как нимфу;
Она меж тем обрывки песен пела,
Как если бы не чуяла беды
Или была созданием, рожденным
В стихии вод; так длиться не могло,
И одеянья, тяжело упившись,
Несчастную от звуков увлекли
В трясину смерти.
Критики считают это одним из самых поэтичных описаний смерти в английской литературе. Именно тот момент, когда Офелия упала в воду и поплыла по течению, и изобразил художник на своей картине.
Милле очень много времени посвятил этому произведению. Почти целый год он работал над картиной, проводя по 11 часов за мольбертом у реки Хогсмилл в графстве Суррей. Сам мастер так описывал этот процесс:
В течение одиннадцати часов я сижу, скрестив ноги, как портной, под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться.
У реки художник работал над пейзажем, а саму Офелию он писал у себя в студии. Моделью ему служила 19-летняя Элизабет Сиддал, которая была вынуждена лежать в наполненной водой ванне по много часов подряд. Дело было зимой, поэтому натурщица сильно заболела и Эверетту Милле пришлось оплачивать её лечение.
Платье Офелии тоже было реальным, написанным с натуры. Художник специально заказал старинный наряд, который обошёлся ему в четыре фунта. Это было ему нужно, что создать все детали с достоверной точностью, что свойственно стилю прерафаэлитов.
На последнем фрагменте хорошо видно, что даже цветы на картине прописаны очень тщательно, каждый лепесток прорисован с ботанической точностью.
Сегодня «Офелия» Милле является частью коллекции Галереи Тейт в Лондоне и пользуется большой популярностью у туристов.