Исаак Левитан «Солнечный день. Весна», 1877 год
Эта картина изображает тёплый весенний пейзаж на фоне двух деревянных домиков, которые залиты солнечными лучами. Деревья только расправили свои листья и шелестят ими на ветру, радуясь хорошей погоде и ясному дню.
Потрясающую атмосферу на этой картине создаёт прозрачный весенний воздух, запах свежей травы и цветов, щебетание птиц, скрип деревьев на ветру, кудахтанье кур и манящий свежий воздух удалённой от мира деревеньки.
Домики представляют собой простые деревянные строения, однако они практичны и крепки, что показывает умелого и хозяйственного владельца.
Художник тщательно переносил с натуры на холст каждую деталь, которая без сомнения была мила его сердцу.
Многообразные оттенки зелёного подчеркивают чистоту весенней пробуждающейся природы, которую так стремился передать Левитан на своей картине «Солнечный день. Весна».
Это работа считается первой картиной юного Исаака Левитана, который создал её во время своей учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наставником начинающего мастера был тогда уже знаменитый живописец Алексей Саврасов.
Искусствоведы отмечали благотворное влияние Саврасова на творчество Левитана:
В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».
Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана.
Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина «Солнечный день. Весна» (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.
Пейзажи — излюбленная тема Левитана, которой он не изменял всю свою жизнь. Мастер создавал одухотворённые портреты природы — своей главной музы, которые словно оживают в глазах зрителя, позволяя ему погрузиться в волшебную обстановку трав, деревьев и неба. Пейзажи Левитана искусствоведы называют «пейзажами настроения».
Сам Левитан был не до конца удовлетворён своим искусством. Однажды он написал Чехову:
«Может ли быть что-то трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения…»
Духовные искания художника, размышления о жизни и смерти, о странностях мира и бренности человеческого бытия нашли отражение в его потрясающих произведениях, многие из которых, к сожалению, не были закончены. Мастер ушёл из жизни очень молодым, не дотянув несколько дней до 40 лет.
Большинство пейзажей Левитана приобрёл Павел Третьяков, который начал скупать их ещё до того, как живописец прославился. Однако картина «Солнечный день» осела в частной коллекции, где находится и по сей день.