Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 год
Эта картина многим известна ещё со школы. На ней изображены жители дома, которые читают письмо, доставленное в фронта. Соседи пребывают в хорошем настроении — сразу видно, что солдат прислал добрые вести. Погода на улице стоит солнечная, общий посыл картины радостный и позитивный.
Сюжет этой работы основан на реальных событиях.
В 1944 году художник Александр Лактионов из эвакуации приехал в подмосковный Сергиев-Посад (тогда он назывался Загорск) и поселился в Троице-Сергиевой Лавре (после революции монастырь использовался под жильё и хозяйственные нужды).
В то время мастер получил заказ на создание картины о жизни обычных людей в тылу, однако никак не мог придумать подходящий сюжет. Идея с письмом солдата приходила ему в голову, но работа всё равно не клеилась.
Как-то раз Лактионов увидел на улице военного, который, опираясь на палку, шёл по городу и явно что-то искал. Художник предложил солдату помощь и выяснил, что служивый ищет дом по определённому адресу. По пути мужчины разговорились, и солдат рассказал, что несёт письмо с фронта семье своего однополчанина.
Когда они дошли до места, Лактионов увидел как все соседи адресата тут же высыпали во двор и стали внимательно слушать письмо, не пропуская ни единого слова. Художник сразу же понял, что эта представшая перед ним картина и станет сюжетом для его будущей работы.
Мастер решил писать с натуры, поэтому стал искать тех, кто был готов позировать. Герои картины нашлись почти сразу. Роль солдата взял на себя 24-летний десантник Владимир Нифонтов, который был другом Лактионова. Несмотря на то, что на полотне служивый изображён хромым, самому Нифонтову посчастливилось вернуться с фронта целым и невредимым.
Натурщиками для мальчика и девочки стали сын Лактионова Серёжа и юная соседка семьи Рита Лобанова. Ритин папа ушёл на войну и пропал без вести подо Ржевом. Они с мамой какое-то время скитались, пока не приехали в родственникам в Загорск и не поселились в среднем ярусе крепостной стены Троице-Сергиевой Лавры.
Роль пожилой женщины играет бабушка Риты, которой на тот момент было 57 лет. Ей было тяжело долго позировать, поэтому она надевала старые стоптанные тапочки и при любой возможности всегда сбегала в огород.
Молодую улыбающуюся девушку сыграла соседка Лактионовых Ольга Быстрова. Ей тогда было 19 лет. С войны Ольга не дождалась ни отца, ни старшего брата. От них не пришло ни единой весточки.
Все соседи любили эту девушки за весёлый нрав и нескончаемый оптимизм. Её жизнь была тяжёлой, но она никогда не унывала.
Художник писал картину два года. Когда работа, наконец, была закончена, её отвезли в Третьяковкую галерею, где все картины проходили жёсткий отбор. На выставку должны были попасть лишь лучшие.
Сотрудникам галереи «Письмо с фронта» понравилось и его пропустили. Однако вскоре приехала правительственная комиссия, которая должна была оценить политический и идеологический компонент полотен. С этой точки зрения картину Лактионова забраковали, сказав, что она не соответствует советской действительности.
Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?
Сотрудники Третьяковки были в растерянности и не знали, что ответить, однако всё же уговорили комиссию повесить картину в дальний и незаметный угол, чтобы она не бросалась в глаза.
В итоге «Письмо с фронта» повесили в маленьком зале между дверью и окном. Но это не помогло спрятать картину, и возле неё стали собираться зрители. Полотно вызвало сильный интерес у публики, что дало художнику стимул бороться с произволом партийных чиновников.
Лактионов аккуратно переписал все отзывы о картине и стал рассылать их во все возможные кабинеты. Его старания не прошли даром и отношение к «Письму с фронта» было пересмотрено. Полотно стало так популярно, что часто печаталось в различных изданиях и даже на почтовых марках.