Почему Левитан не стал сам рисовать женщину на картине «Осенний день. Сокольники»

Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники», 1879 год

На этой картине мы видим чудесный осенний день в опустевшем парке. Низкое небо затянуто серыми тучами, через которые едва проблёскивают солнечные лучи. Жёлтые листья слегка колышутся от ветра, но в целом погода тёплая и спокойная. Картина навевает чувство душевной гармонии и умиротворения.

Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники», 1879 год
Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники», 1879 год

Эту чудесную работу создал знаменитый художник Иссак Левитан, который в тот период жил в деревне Салтыковка и чувствовал одиночество и тоску. Там он создал целый ряд замечательных картин, которые прославили его как мастера.

Левитан очень любил писать именно осенние пейзажи, которые, с одной стороны, отличались грустью и тревогой, а с другой — уводили в состояние покоя и созерцания.

Изображая парк Сокольники, Левитан хотел вложить в картину всё своё одиночество. Так бы и вышло, если бы предварительно полотно не увидел друг художника — Николай Чехов. Он посоветовал мастеру дополнить осенний пейзаж женской фигуркой и даже предложил сам написать её.

Так описал свои впечатления от картины Николай:

— И нравится, и не совсем. Осенний день я не могу почувствовать вполне… Я догадываюсь… Принудительно догадываюсь… Раз на дорожке листва, по бокам стоят рыженькие деревья — все ясно: не весна, не лето, а осень. А вот осеннего настроения не воспринимаешь. Пейзаж не живет своей собственной жизнью. Мне кажется, по аллее надо пустить красивую одинокую женщину в черном платье. Я бы так и сделал. Будет центр картины: через это прекрасное создание я пойму, что осенний день грустен…

Левитану ничего не оставалось делать, как согласиться.

Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники», фрагмент
Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники», фрагмент

Таким образом, Николай Чехов стал соавтором картины «Осенний день. Сокольники», а сам пейзаж стал более живым, выразительным и позитивным.

Почему же Левитан не написал женщину сам? Дело в том, что он специализировался только на пейзажах, а людей рисовать не любил или не мог. Хотя в некоторых работах фигура человека очень гармонично дополняет изображение природы.

Одинокая фигурка женщины, идущая по дороге, добавляет энергии в опустевший парк с высокими вековыми деревьями и узкой дорожкой. Живой человек на картине словно вселяет надежду на то, что увядание рано или поздно закончится, и снова начнётся расцвет и пробуждение.

С помощью масла и кисти Левитан сумел передать зрителю тишину парка, запах осенней листвы, лёгкое дуновение ветра и задумчивое настроение. Глядя на эту работу, можно даже уловить едва заметное движение туч, которые, кажется, вот-вот прольются дождём.

Интересно, что не все были в восторге от фигуры женщины в пейзаже. Когда картина была выставлена на ученическом вернисаже, туда пришёл лохматый бородатый старик, в котором многие узнали учителя Левитана — художника Саврасова.

Саврасов в то время уже сильно пил и вёл бродяжнический образ жизни, но иногда приходил в училище и следил за судьбой своих учеников. Так вспоминал приход Саврасов Николай Чехов:

Был старик… Шевелюра на боку… Глаза злые… Кое-кто из профессоров попрятался, а сторожа по знаку Перова изготовились… Пять с двумя минусами тебе поставил. Кричал: «Где Исаак? Почему ненужную женщину влепил в пейзаж?» Вот тут пойми и разберись. Я тебе её вписал, думал иначе нельзя, а выходит, я напортил и советом и делом…

Картина «Осенний день. Сокольники» стала визитной карточкой молодого Левитана, прославив его как мастера своего дела. На ученическом вернисаже полотно привлекало внимание Павла Третьякова, который сразу же захотел приобрести его. Так картина оказалась в Третьяковской галерее и стала её гордостью.

 

Оцените статью
Картины с историей
Комментарии: 1
  1. Марина

    Спасибо !!! Побольше таких статей!

    Ответить
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: