Аксель Хенрик Кулле «Предложение (Соперники)», 1880 год
На этой картине мы видим традиционную шведскую крестьянскую семью XIX века. За столом сидит юная девушка, рядом с ней молодой парень. В дверях, подбоченившись, стоит пожилая женщина, а в углу сидит с книгой пожилой мужчина.
Однако ключевую роль в сюжете этой истории играет центральный персонаж, который сидит на стуле посередине комнаты. Он виновато опустил голову и склонил плечи, словно сделал что-то плохое и пытается оправдаться. Давайте попробуем разобраться, кто же этот молодой человек, и что вообще происходит на картине.
Картина написана художником Акселем Кулле в Дюссельдорфе в 1880 году. Она называется «Предложение», из чего можно сделать вывод, что парень, сидящий на переднем плане картины, является женихом, пришедшим предложить своей возлюбленной руку и сердце.
В дверях стоит мама невесты — потенциальная тёща главного героя. Она явно недовольна приходом возможного зятя, о чём говорит её выразительная гримаса. Женщина даже отвернулась в сторону — настолько неприятен ей молодой человек.
Своей позой «руки в боки» хозяйка дома явно показывает кто здесь главный. Видимо, заправляет всем в этой семье именно она, поэтому жениху не слишком стоит рассчитывать на положительный ответ.
Отец семейства совершенно не разделяет негодование матери. Похоже, что ему вообще всё равно, что происходит вокруг. Мужчина с головой погружён в книгу или молитвенник, всей своей сущностью выражая полное равнодушие к ситуации.
За столом сидим совсем юная девушка. Очевидно, что она и есть потенциальная невеста. По её лицу трудно определить, заинтересована она в этом парне или нет. В лице героини картины просматривается лёгкий интерес, но совсем не горячие чувства.
Возможно, девушка раньше не была знакома с этим парнем, а может быть воспринимала его просто как друга. Если бы не название картины, можно было бы подумать, что пришедший гость просто в чём-то виноват перед ней и сейчас просит прощения.
В литературе и на выставках этой картине часто приписывали альтернативное название «Соперники». Однако, по мнению большинства искусствоведов, такая интерпретация сюжета основана на недоразумении. Многие критики считают, что двое молодых людей не являются соперниками между собой. Жених тут один — сидящий в центре, а мужчина за столом — это брат героини картины.
Конечно, если считать, что мужчины соперники, взгляд на картину становится совершенно другим. В этом случае становится понятно, что явное преимущество у того, кто сидит за столом.
По мнению искусствоведов, интерьер дома и костюмы героев картины взяты из традиционной жизни крестьян района Торна в Сконе — исторической провинции в южной Швеции. Это и неудивительно, ведь Аксель Кулле самый был шведом и много путешествовал по стране, изучая простые бытовые образы местных жителей.
В настоящее время картина хранится в музее Халльвиль в Стокгольме.