Юлий Клевер «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…», 1919 год
Зима — прекрасное время года, которое всегда находило отражение в произведениях писателей, поэтов, художников, музыкантов и других творческих деятелей. Множество зимних стихотворений подарил нам Александр Сергеевич Пушкин, некоторые мы помним ещё со школы.
Художники тоже облюбовали себе зиму в качестве музы для своих картин. Одним из таки мастеров был Юлий Клевер, который создавал сказочные, загадочные и мистические зимние пейзажи, завораживающие своей глубиной и таинственностью.
Так получилось, что Клевер вдохновился отрывком из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и написал картину по его мотивам.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Согласитесь, перед нами совершенно точная иллюстрация известного нам с детства стихотворения. Здесь и крестьянин на санях, и мальчик с собачкой, и удалая кибитка. Всё кажется таким понятным, знакомым и родным.
На картине Клевера мы видим, как дворовый мальчик везёт своего пса на санках, в которые сам запрягся словно лошадь. Из окошка деревянного и занесённого снегом домика смотрит его мама, переживая, не замёрз ли её сынок.
Художник нарисовал картину в своём стиле, сделав сюжет не предельно простым, как в стихотворении, а немного сказочным. Чего только стоит дерево, склонившее над избушкой свои вычурные изогнутые ветви или тяжёлое дымчатое небо, предвещающее метель.
Пейзажи Клевера настолько завораживают, что словно погружают зрителя в волшебный загадочный мир с его чарующими закатами и манящими далями. Сюжеты с колдовским лесом или одиноким домиком у воды притягивают взгляд зрителя, заставляют его задержаться и пробуждают желание проникнуть вглубь картины.
Самое интересное, что этой манере написания художника никто не учил — это было его собственное, если можно так выразиться, изобретение. Юлий Клевер поступил в Императорскую Академию художеств, но вскоре бросил её, поскольку посчитал обучение скучным.
При этом работы самого Клевера были невероятно популярными и разлетались как горячие пирожки. Мастеру приходилось писать по несколько авторских копий наиболее востребованных работ. В расцвет своей популярности он даже нанимал помощников, которые рисовали промежуточные слои картин.
В советское время Клевер был незаслуженно забыт, поскольку его посчитали «слишком буржуазным художником». Однако в последнее время творчество этого живописца снова набирает популярность и распространяется среди людей.