Лев Соловьёв «Монахи. Не туда заехали», 1870 год
Всем известно расхожее выражение «картина Репина „Приплыли“», ставшее идиомой. Эта фраза означает патовую ситуацию или конфуз, однако не многие знают, что на самом деле такой картины у Ильи Репина не было.
Существует картина Льва Соловьёва, изображающая монахов, которых принесло к купающимся женщинам коварное течение. Так вот сюжет этого полотна как раз укладывается в смысл всем известного выражения.
Мы видим сцену мытья в реке. Часть купальщиц ещё не успела раздеться, а часть уже погрузилась в воду. Женщины очень удивлены неожиданным гостям, неизвестно откуда прибившимся к берегу.
Вообще картина очень странная. Непонятно, как монахи подплыли к краю реки, ведь течение бы просто пронесло их мимо. Возможно, они подплыли к купальщицам специально.
Впрочем, сами иноки вовсе не смущаются и не отворачиваются. Они во все глаза смотрят на женщин и даже не торопятся отплывать.
Безусловно, картина имеет сатирический характер. Она высмеивает нерадивых служителей Богу, которые бесстыдно ведут себя и не очень-то пытаются исправить ситуацию.
Однако, вернёмся к известному заблуждению. Какое же отношение имеет Репин к этой картине и почему ему приписывают её авторство. Дело в том, что в советские годы волей судьбы полотно «Монахи. Не туда заехали» оказалось в музее города Сумы. Там картина экспонировалась рядом с работами Репина, что породило массовую путаницу на долгие годы.
Также роль в заблуждении могла сыграть ассоциация с афористичным названием другой работы Ильи Ефимовича — «Не ждали». Так и появилось выражение «картина Репина „Приплыли“».