Маргитай Тихамер «Сюрприз для папы», 1889 год
На этой картине мы видим семью, которая расположилась в просторной гостиной богатого особняка. Молодая супруга, закрыв лицо руками, сидит за столом, а её муж, закинув ногу на ногу, вальяжно развалился на кресле. Какая же драма разыгрывается на этой картине?
Картину написал венгерский художник Маргитай Тихамер, который очень любил создавать жанровые сюжеты. В своей работе «Сюрприз для папы» художник показал взаимоотношения молодой семейной пары, в которых не последнюю роль играет тёща.
Действие разворачивается в роскошном особняке, что говорит о явном достатке и влиятельности этого рода. На заднем плане можно увидеть шикарный камин, эксклюзивную мебель, явно сделанную на заказ, дорогие ковры, антикварные украшения и многие другие изысканные предметы интерьера.
Однако в глаза бросается вовсе не помпезная обстановка дома, а конфликтная ситуация между членами семьи. Молодые супруги сидят, отвернувшись друг от друга, словно чужие люди. Они явно поссорились, но никто не хочет делать первый шаг к примирению.
Из-за чего же поругались молодые люди? Трудно сказать, однако удалось найти некое пояснению конфликту. В журнала «Всемирная Иллюстрация» №1156-1891 г. в качестве описания этой картины написано следующее:
Молодые супруги только что позавтракали – и неудачно: несмотря на то, что медовый месяц «по календарю» ещё не окончился, они успели уже поссорится. И не из-за пустяков: муж отказал своей возлюбленной жене сделать «маленькую» поездку в Париж. На том основании, что они так недавно ещё были там. Во время из свадебного путешествия.
Бедная барыня – в слёзы: известно ведь, что в арсенале женщины слёзы – самое страшное для мужчин оружие; но на этот раз даже средство оказалось недействительным. Муж спокойно вышел из-за стола и уселся читать газету. Наступило зловещее молчание …
Неизвестно, откуда авторы журнала взяли историю про поездку в Париж, возможно, они сами выдумали её. Но настоящая драма разворачивается вовсе не между супругами. Основной персонаж на картине — грозная дама в чёрном платье с меховой накидкой.
Пока её не было, герой картины чувствовал себя хозяином положения — он развалился на стуле, закинул ногу на ногу и неспешно курил сигару. В его руках газета EGYETERTES — газета Партии независимости, самой националистической из либеральных венгерских политических партий того времени.
Сюрприз для героя картины заключается в том, что неожиданно появилась она — тёща, которая, скорее всего, и является настоящей хозяйкой дома. Хорошо видно, что мужчина уже почувствовал приближение «врага» и пытается боковым взглядом оценить ситуацию.
Тем временем, грозная женщины уже стала в стойку «руки в боки» и готова высказать зятю всё, что он нём думает. Любопытно, что вся эта ситуация очень смешит горничную.
Самое интересное, что на разных ресурсах мне попадались разные названия этой картины. Например, в том же журнале «Всемирная Иллюстрация» полотно называется «Медовый месяц», а на официальном сайте аукционного дома Sotheby’s (на котором, кстати, эта картина была продана за 27 500 долларов) работа заявлена как «Сюрприз для папы». Ещё в сети мне попалось название «Приезд тёщи», однако тот источник вызывает доверия меньше всего.
Если мы внимательно посмотрим на героиню, то сможем увидеть у неё немаленький животик. То есть молодая супруга уже глубоко беременна, поэтому название «Медовый месяц» здесь явно не подходит. Я больше склонна верить данным аукциона, хотя и там бывают обманы. Буду считать, что эта картина называется «Сюрприз для папы», а вы, мои читатели, сами решите, какое название вам больше нравится.