Поль Деларош «Дети короля Эдуарда IV в лондонском Тауэре», 1830 год
На этой картине мы видим двух мальчиков, которые сидят на кровати в тёмном помещении. Дети читают книгу, но при этом хорошо видно, что их душевное состояние оставляет желать лучшего. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал художник Поль Деларош, который любил создавать полотна на исторические сюжеты. Не стала исключение и эта картина, на которой мастер изобразил двух сыновей короля Эдуарда IV.
Произведение создано по мотивам реальных событий, которые происходили в Англии в 15 веке. После смерти своего отца 12-летний Эдуард V и 9-летний Ричард, герцог Йоркский, попали под опеку своего дяди Ричарда, герцога Глостерского, который заключил мальчиков в башню Лондонского Тауэра. Это было сделано под предлогом создания безопасности детям перед коронацией Эдуарда V.
Пока мальчики находились в башне, враги их матери Елизаветы Вудвилл, искали доказательства незаконнорожденности престолонаследников. Эти доказательства предоставил епископ Батский, который утверждал, что тайно венчал молодого Эдуарда IV с другой дамой, Элеонорой Батлер, и к моменту женитьбы на Вудвилл брак расторгнут не был.
Исходя из этого, второй брак короля был недействительным, а дети оказывались незаконнорожденными, то есть престолонаследниками не являлись. В результате 6 июля 1483 года на престол вступил Ричард Глостерский, попавший в историю как король Ричард III.
Что касается мальчиков, то летом 1483 года они бесследно исчезли. Считается, что они были убиты, хотя доказательств этому не нашли. В 1674 году рабочие выкопали из-под лестницы в башне деревянный ящик с двумя небольшими человеческими скелетами. Однако установить чёткую принадлежность этих останков до сих пор так и не удалось.
Исчезновение сыновей Эдуарда IV вызвало широкий отклик в творчестве многих писателей и художников. Не обошла эта тема стороной и Поля Делароша, который изобразил мальчиков, сидящих в башне в ожидании своей участи.
Старший сын выглядит отречённым и подавленным. Возможно, он уже понял, что его ждёт и смирился со своей участью. Младший ребёнок выглядит довольно испуганным. Кажется, что он услышал чьи-то шаги и притих в ожидании опасности.
Картина была выставлена художником в Парижском салоне в 1830 году и нашла широкий отклик у публики. Не только правительство Луи-Филиппа, но и все парижские лавочники и их жены пришли в умиление при виде несчастных принцев, заточенных в башне.
При создании картины Деларош очень много внимания уделяет точности деталей: резьба на ножках кровати, оборки на подушках – всё выглядит очень реалистично, вызывая у зрителей восторг.
В настоящее время полотно является частью коллекции Парижского Лувра.