Павел Яковлев «В тихой обители», 1896 год
На этой картине мы видим просторный коридор мужского монастыря, посреди которого дерутся две женщины. Вокруг собрались монахи и удивлённо смотрят на всё это безобразие. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло.
Полотно показывает нам обличительный сюжет непотребства, происходящего в тихой, на первый взгляд, обители. На заднем плане можно увидеть раскрытую дверь кельи настоятеля монастыря, из которой выглядывает он сам в одном исподнем. Мужчина сидит за накрытым столом и ошеломлённо наблюдает за происходящим.
Вероятно из этой открытой двери и вывалились две дерущиеся женщины, одна из которых является посетительницей настоятеля, а другая — монахиней. Монахиня набросилась на светскую даму и бьёт её зонтиком.
За ситуацией наблюдают мальчик-послушник, пузатый иеромонах, мальчик-посыльный в картузе и ещё двое монахов, которые крайне озадачены происшествием. И это понятно, ведь это такой позор для обители.
Вообще картина отличается множеством странностей. Можно предположить, что монахиня набросилась на прихожанку в сиреневом платье из ревности. Но тут встаёт вопрос: что вообще делает в мужском монастыре монахиня-женщина. Как она туда попала? Да и мог ли настоятель устраивать свидания среди бела дня?
Очень необычно нарисован мальчик-посыльный, словно это не мальчик вовсе, а маленький человечек, который вписан в картину совершенно случайно.
В общем, это полотно оставляет больше вопросов, чем ответов. Не зря художник долго не мог пристроить его и даже писал Павлу Третьякову с просьбой взять картину. Но, видимо, тот отказался, поскольку сейчас работа «В тихой обители» является частью коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.