Теодор Жерико «Плот „Медузы“», 1819 год
На этой картине мы видим людей, которые собрались на маленьком плоту. Однако их состояние оставляет желать лучшего — большинство путешественников слабы, а часть из них уже и вовсе покинула этот мир. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло.
Картину создал французский живописец-новатор Теодор Жерико, который творил в жанре романтизма. Полотно называется «Плот „Медузы“» и представляет собой воплощение реальных исторических событий.
Произведение знакомит нас с историческим эпизодом, который произошёл более 200 лет назад. 2 июля 1816 года у берегов Сенегала сел на мель фрегат «Медуза», возглавлявший французскую эскадру. Для эвакуации пассажиров спустили спасательные шлюпки, а для груза построили плот длиной 20 и шириной 7 метров.
Однако погода изменилась, ветер стал усиливаться, и на корабле образовалась трещина. Люди испугались, что фрегат переломится пополам и поспешили покинуть его. Шлюпок на всех не хватило и 147 человек взгромоздились на небольшой плот, 17 человек решили остаться на фрегате.
На спасательных шлюпках находился экипаж, включая капитана, а также офицеры и губернатор. Лодки должны были буксировать плот к берегу, однако, сидящие в них, быстро поняли, что в условиях плохой погоды плот им не дотащить. По приказу командира корабля трос, соединяющий шлюпки и плот, был обрублен, и плот пустился в свободное плаванье.
По сути, люди, оставшиеся на плоту, были брошены на произвол судьбы. Они разделились на два лагеря — офицеры и пассажиры с одной стороны, и моряки и солдаты — с другой. Началась битва за места у мачты, которые были более безопасные. В результате конфликта часть пассажиров была убита или смыта за борт волной.
На четвёртый день в живых остались только 67 человек, началось людоедство. Через неделю на плоту осталось лишь 15 выживших, которые скинули за борт слабых и раненых, чтобы сохранить остатки провизии, а также оружие, чтобы не перебить друг друга.
Спустя 13 дней скитаний, несчастные, наконец, увидели на горизонте спасительный корабль «Аргус», который помог им добраться до берега. Именно этот момент и изобразил на своей картине Теодор Жерико.
Художник как раз искал тему для своей большой картины (полотно имеет громадный размер — 491×716 см), когда ему на глаза попалась книга «Гибель фрегата „Медуза“», написанная очевидцами событий. Сюжет трагедии так впечатлил Жерико, что тот решил посвятить ему свой шедевр.
Мастер работал надо полотном долго и кропотливо. Он снял студию, поскольку его кабинет был слишком мал для картины такого размера. В процессе создания произведения художник почти год прожил отшельником в своей мастерской. Он даже обрил голову наголо, чтобы ничего не отвлекало от дела.
В мастерскую заходили лишь немногие из друзей Жерико. Работать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение, и трудился до вечера.
Картина была закончена летом 1819 года и выставлена в Парижском салоне, где вызвала очень неоднозначную реакцию. «Плот „Медузы“» встретил много критики и негатива. Некоторые разглядели в нём политический подтекст и порицание правительства, кто-то не смог оценить художественную ценность произведения, а кому-то не понравился сам сюжет.
К счастью, друзья посоветовали Жерико отвезти картину в Лондон, где в это время была бурная художественная жизнь. Там, наконец, художник получил признание и от критиков, и от публики. О выставке писали все газеты, а сам Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В настоящее время«Плот „Медузы“» находится на первом этаже галереи Денон в Лувре вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.