Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина», 1620-1621 годы
На этой картине мы видим крестьянскую семью, которая собралась за ужином вокруг стола. Вот только к ним присоединился весьма странный гость, который явно не вписывается в окружающую обстановку. Давайте попробуем разобраться, кто этот непонятный тип, и что вообще здесь происходит.
Картину создал фламандский живописец Якоб Йорданс, который был одним из выдающихся представителей фламандского барокко. Он часто писал полотна по мотивам мифов, басен и пословиц с большим количеством персонажем и элементами бурлеска. Не стала исключением и работа «Сатир в гостях у крестьянина», которая основана на известной басне Эзопа «Человек и сатир».
Басня рассказывает нам о том, как человек и сатир решили подружиться. И вот однажды сатир увидел, как человек во время холода дует себе на руки. Удивившись, сатир спросил, зачем человек это делает. Человек объяснил, что так он греет свои руки. Через какое-то время сатир пришёл к человеку домой и увидел, что тот дует на горячую еду. Козлоногий гость снова удивился и поинтересовался о смысле этого процесса. Услышав, что так человек остужает пищу, сатир сказал:
«Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло и холод».
Именно этот момент и изобразил на своей картине Якоб Йорданс. Его сатир уже встал со стула, готовясь уйти, в то время как крестьяне с удивлением смотрят на него.
Сатир явно выделяется среди других героев сюжета — хорошо видны его рога и копыта. Он совсем не вписывается в дружную семью благородных крестьян. Несмотря на это, картина выглядит очень реалистично. Искусствоведы считают, что моделью женщины стала жена художника — Катарина ван Норт, а натурщицей для девочки была их старшая дочь Елизавета, родившаяся в 1617 году.
Басня «Человек и сатир» чрезвычайно привлекала Йорданса. Он посвятил ей несколько полотен, которые хранятся в разных странах мира. Одна из картин находится в России и является частью коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
В нашу страну картина попала благодаря императрице Екатерине II, которая купила шедевр за 180 тысяч голландских гульденов. Полотно доставили свёрнутым в рулон, а в 1769 году его вставили в раму, вероятно уже существовавшую, а не специально изготовленную. Рама слегка не соответствовала размерам картины — края холста с частью рисунка были загнуты за подрамник.
Картина «Сатир в гостях у крестьянина» реставрировалась не менее шести раз, однако она не подвергалась процессу дублирования. Это большая редкость: практически вся живопись Эрмитажа, из коллекции которого происходит полотно Йорданса, в XIX веке была дублирована или переведена на новый холст.
Какие ещё «благородные крестьяне»? Крестьяне это простолюдины, тем более картина 16 века.