Дмитрий Пускин «Дополнительные занятия в школе»
На этой картине мы видим ребят, которые сидят в классе. Однако здесь не идёт урок — учительница занимается с отстающими в дополнительное время.
Юные герои картины, скорее всего, первоклассники и только-только учатся читать. Не всем это даётся легко, некоторым очень нужна помощь педагога. Пожилая классная руководительница пошла навстречу своим подопечным и осталась с ними позаниматься после уроков.
Обратите внимание на лицо учительницы — внимание, усталость, тревожное ожидание замерли на её лице. Палец замер на сложном слове, рука подпирает голову… как же тяжело научить читать. Читать внимательно, чётко проговаривая слова, понимая прочитанное. И как сложно порой сохранять спокойствие и доброжелательность, не напугать, не заставить замкнуться в себе. И ждут остальные дети, и читают свои учебники, и приберегают вопросы.
Особого внимания на картине заслуживают парты, которые теперь, к сожалению, невозможно увидеть в школах. Они имеют нераздельно связанную со столом простую скамейку и наклонную столешницу с откидным краем. Такие парты очень удобны и помогали школьнику держать правильную осанку, крепко зажимая его между столом и спинкой скамейки.
Первоначальная идея такой парты принадлежит доктору Фарнеру, который первым предложил наклонную столешницу, а так же жёстко связал стол со скамейкой. Свои мысли он изложил в статье «Ребёнок и школьный стол», вышедшей в 1865 году.
В 1870 году подобную парту сконструировал, поселившийся в Петербурге врач Фёдор Эрисман, который слегка усовершенствовал идею Фарнера, сделав столешницу длиннее сиденья, что не давало сидящему произвольно менять позу.
Однако парты Эрисмана были предназначены для одного ученика и изготовлялись из тяжёлого благородного дуба, что было достаточно дорого и неудобно. Усовершенствовать эти парты решил сельский учитель из Уральского села Бруснята Пётр Коротков.
Коротков всей душой болел за простой народ и посвятил свою жизнь просветительской деятельности. Взяв за основу парту Эрисмана, он увеличил её в длину, чтобы поместилось два ученика, сделал знаменитую откидную крышку, прикрепил внутреннюю полочку для книг, крючок для ранца и подножку. Также на поверхности парты имелось углубление для чернильницы.
Парта Короткова была настолько хороша, что получила в 1887 году на Урало-Сибирской выставке серебряную медаль и патент. К тому же парта делалась из сосны, что значительно удешевляло её стоимость.
Парты Короткова были такими простыми и удобными, что простояли в наших школах практически 100 лет. К сожалению, со временем эти парты начали эволюционировать в обратную сторону и сейчас мы видим в классах простые столы и самые обычные стулья.