Михаил Нестеров «Лисичка», 1914 год
На этой картине мы видим трёх старцев, которые сидят на пригорке у подножья монастырских стен. К ним из леса бежит лисичка, которая чувствует исходящую от них доброту и внутренний покой. На первый взгляд, это место наполнено тишиной и умиротворением, однако так здесь было не всегда.
Картину создал русский художник Михаил Нестеров, который на заре своей карьеры писал в лучших традициях передвижничества, но потом переключился на историческую и религиозную тематику. Именно такой и стала работа под названием «Лисичка», которая знакомит нас с окрестностями Соловецкого монастыря.
Монастырь художник посетил в 1901 году, после чего многие его произведения наполнились соловецкими мотивами. На картине «Лисичка» живописец изобразил трёх монахов, которые спокойно отдыхают на поляне у белокаменной стены. Из леса к ним выбегает лисичка, которая совсем не боится людей Божьих, чувствуя доброту и милосердие героев картины.
В этом сюжете Нестеров воплотил гармонию человека с природой, которая бывает при благочестивой жизни, проходящей вдали от мирской суеты. Изначально картина называлась «На земле мир, в человецех благоволение», потом художник переименовал её в «Три старца», но широкое распространение картина получила под названием «Лисичка».
Возможно, при создании полотна Нестеров вдохновлялся не только соловецкими видами, но и повестью Льва Толстого «Три старца», которая как раз рассказывает о трёх монахах-отшельниках, живших на одном из островов Белого моря. Повесть основана на преданиях, которые гласят:
«Как-то проплывал в тех местах архиерей и решил узнать у отшельников, как они молятся. Монахи ответили, что не знают определённых молитв и молятся по-простому. Тогда архиерей решил научить их молиться «правильно». Монахи долго не могли запомнить «правильные» молитвы, а когда запомнили, архиерей уплыл на своём корабле. Однако вскоре пассажиры корабля увидели, что к ним по воде быстро идут три старца – они забыли слова молитвы и решили уточнить их у архиерея. Священнослужитель был поражён их мистическими способностями и дал добро на молитву по-простому».
Возможно, именно эта история и вдохновила Нестерова на создание этой картины, но, так или иначе, художник всю жизнь восхищался духовным подвигом монахов-отшельников и всегда поражался красоте русского Севера. Всё это он смог воплотил на своей картине «Лисичка».
Сам Нестеров так писал об этой картине в письме А. А. Турыгину:
«Где-то на Рапирной горе, в Анзерском скиту, на севере, у Студёного моря, живут Божии люди, старцы. Вот они сидят трое, ведут тихие речи… Мирно, не спеша живут Божии старцы. Кругом их в лесу поют птицы, прыгают лесные звери, вот совсем близко выбежала на них лиска — лиса, значит. Не боится она старцев, и им она не помеха, смотрят на Божию тварь — улыбаются. Таково прекрасно сотворён рай земной, воистину — «В человецех благоволение»!..».
Примечательно, что Соловецкие острова не всегда оставались тихим и умиротворённым местом. Есть легенда, что Богородица благословила Иисуса Анзерского основать новую обитель на высокой горе острова Анзер Соловецкого архипеллага в честь Распятия Господня и предсказала, что эта гора станет «второй Голгофой», где будет место духовного подвига и мученичества, с неисчислимым множеством могил.
Когда Нестеров писал картину, смысл слов Богородицы был ещё неясен, однако они оказались пророческими. В 20-х и 30-х годах прошлого века на Соловецких островах был основан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Многие из находившихся здесь заключенных были православными и католическими священниками, которые были расстреляны или замучены до смерти.
За десять лет существования Соловецкого лагеря в его казематах отбывали сроки философ Флоренский, академик Лихачёв, историк Анциферов и другие значимые в России и за рубежом люди. В годы репрессий на Соловках погибло более 7500 человек. Еще более тысячи человек было расстреляно после расформирования лагеря уже на большой земле.