Николай Пимоненко «По воду», 1893 год
На картине «По воду» Пимоненко изобразил русоволосую девушку, которая набрала в пруду воду и несёт её домой. Красавицей залюбовался молодой парень, приведший коня на водопой.
Однако сама женщина совсем не обращает внимания на поклонника, хотя явно ощущает на себе его взгляд. Возможно, у неё уже есть жених и никакой другой ей не нужен. А может красавица просто смущена повышенным вниманием к себе.
Сюжет картины очень напоминает встречу у реки Григория Мелихова и Аксиньи. Возможно, Михаил Шолохов, при написании этой сцены, вдохновился именной этой картиной.
Оба главных героя очень колоритны, а окружающий пейзаж выглядит невероятно реалистично. Чего только стоят круги на воде, образующиеся вокруг пьющей лошади.
Картина «По воду» пленяет своей простотой и непосредственностью, ведь её герои — обычные деревенские люди. При этом Пимоненко умудрился вложить в сюжет и тонкий психологический подтекст — между молодыми людьми явно чувствуется любовная искра, хотя она и показана здесь явно.
Картина была написана в селе Малютянка Киевской области, где у него художника была оборудована полноценная мастерская. Именно здесь и были созданы его лучшие картины, в том числе и полотно «По воду».
Так в воспоминаниях писала жена художника Александра Владимировна:
«Лучшие картины Николай Корнилович написал в Малютянке. В сознании как-то незаметно укоренилось: нигде он не сможет так плодотворно работать, как в этом селе, среди знакомых с детства людей».
Художник всегда носил с собой с собой маленькую шкатулку с полотном, кистями, красками и альбомчик с карандашом, чтобы ничего не пропустить. Он писал реальные сюжеты с реальными людьми, именно поэтому все его картины такие натуральные, живые и естественные.
В настоящее время картина «По воду» является частью коллекции Национального художественного музея в Киеве и пользуется большой популярностью у туристов.