Михаил Гермашев «Лиловый снег», начало ХХ века
На этой картине изображён прекрасный зимний пейзаж с покрытыми снегом елями и глубокими сугробами. Полотно словно переносит зрителя в морозную сказку, в которой зима является полноправной властительницей леса.
Художник Михаил Гермашев очень любил писать зиму. В его творчестве это время года запечатлено во всём богатстве своих красок. Не только сплошной белый, но и лазурный синий, и нежно-розовый, и медово-янтарный и лиловый. И дышит снег на его полотнах — живой, плотный, жемчужный, переливается мерцающим цветом, поёт песнь во славу природы и красоты родной земли.
На картине «Лиловый снег» Гермашев смог воплотить такое красивое природное явление как пурпурное сияние, которое можно наблюдать зимой в «чистой» атмосфере. Когда солнце опускается за горизонт в среднем на 4°, западная часть неба приобретает пурпурный окрас, проецируя этот эффект на снег. При этом должна стоять морозная и тихая погода, а воздух должен быть насыщен мельчайшими, почти невидимыми ледяными кристаллами.
Поскольку солнце быстро уходит за линию горизонта, продолжительность сияния не превышает 30 минут. Именно этот момент и успел захватить Михаил Гермашев, чтобы воплотить его на своей картине. Полотно получилось очень живым, но в то же время волшебным и сказочным.
Меценат Владимир Егорович Шмаровин говорил Гермашеву:
«Сила ваша, Михаил Маркианович, в лёгкости кисти. У иного и глаз приметливый, а кисть тяжёлая, словно долбит своё — вот я так вижу, и вы обязаны видеть так же! А у вас на картинах легко дышится. Умеете вы подметить красоту в деревце, склонившемся под тяжестью снега, в дымном солнце морозного дня, в декабрьских красных сумерках».
Снега, сугробы и зимние закаты занимали очень важное место в творчестве Гермашева. Когда после революции он эмигрировал в Париж, именно эти сюжеты были востребованы у него больше всего. Именно русская зимняя природа, воплощённая на холсте, кормила мастера в тяжёлые годы жизни за границей.