Валентин Губарев «О земном и возвышенном»
На этой картине мы видим зимний деревенский пейзаж с его деревянными домиками, сарайчиками, заснеженными крышами и местными жителями. Казалось бы, здесь нет ничего необычного, вот только любители живописи сразу же узнают здесь знаменитую картину Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», написанную в 1565 году.
Валентин Губарев — современный художник, который решил, что ему очень близок стиль Брейгеля, поэтому лишь слегка видоизменил его популярный пейзаж, добавив мужичка в ушанке, сгребающего снег с крыши. В остальном, работа Губарева практически полностью копирует полотно Брейгеля, а вид на заднем плане и вовсе идентичен.
Брейгель в своей картине использовал приём, который ввёл в пейзаж Патинир – это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины.
Сам художник как бы стоит на пригорке у куста, поэтому долина видна как на ладони. У Губарева художник находится на таком же возвышении, что и мужичок, счищающий снег, возможно, на соседнем доме.
Примечательно, что сам Губарев отрицает свою причастность к творчеству Брейгеля. В одном из интервью он говорил:
«Одно интервью со мной во французском журнале было действительно озаглавлено «Белорусский Брейгель». Такой оборот подхватили и наши издания. Каждый на свой вкус дает этому сравнению свое объяснение. У меня тоже есть свое.
На мой взгляд, такое сопоставление можно найти в изобразительном пластическом решении линейной и воздушной перспективы. Но я об этом не задумываюсь, потому что оно совершенно бессмысленно. Иначе всех художников, которые пишут воду, надо отсылать к Айвазовскому, кто пишет женщин с ребенком — к Рафаэлю, а пейзажи — к Левитану или Шишкину. Как говорил Дэвид Хокни: «В искусстве нет прогресса». Из века в век художники обращаются к одним и тем же сюжетам — материнство, природа, цветы, любовь. Меняются лишь технологии, приемы и материалы».