Кириак Костанди «Цветущая сирень», 1902 год
На этой картине художник изобразил уютный дворик у монастыря, который окутан благоухающими кустами сирени. На лавочке сидит молодой послушник. Он обхватил голову руками, словно находясь в глубоком отчаянии, и о чём-то печально размышляет. Что же с ним произошло?
Картину написал украинский художник греческого происхождения Кириак Костанди, который часто отдыхал в Одессе на даче, находящейся возле Иверского мужского монастыря. Там живописец нередко общался с монахами и послушниками.
Одним из хороших знакомых мастера стал 19-летний послушник Василий Алексеев. Юноша очень интересовался живописью и любил беседовать с художником о творчестве. Однако это общение постоянно сопровождалось душевными метаниями послушника. С одной стороны, молодой человек хотел посвятить себя служению Богу, но с другой — его очень тянуло к искусству.
Именно эти душевные страдания и решил увековечить на своём полотне Кириак Костанди. Он очень живо и реалистично воплотил на холсте переживая послушника. Кажется, что даже цветущая сирень вступает в диалог с героем. Не остаются безучастными и монастырские ворота, чётко обозначающие границу между желанным и принудительным. Даже лучи закатного солнца, перечёркивая тропу в обитель, вносят свою реплику в эту драму.
Исследователь творчества Костанди Абрам Шистер позже назовёт эту работу одной из лучших его картин:
«…по нежности цветовых отношений, сверкающим краскам, музыкальному звучанию всего живописного строя, да и по настроению стала одним из лучших произведений в его творческом наследии».
Что касается Василия Алексеева, то он всё-таки покинул монастырь и поступил в художественное училище. После окончания училища он отправился в Петербург, где поступил в Императорскую академию искусств. В 1915 году, через 15 лет после встречи с Костанди, Алексеев получил звание художника.
Последние следы художественной активности Алексеева приходятся на Вторую мировую: в 1943–1944 годах он участвует в нескольких выставках, в том числе в салоне «Церковь и архитектура».