Томас Бенджамин Кеннингтон «Бездомные», 1890 год
На этой картине мы видим мальчика, лежащего на дороге, и обнимающую его женщину в траурной одежде. Что же здесь произошло?
Художник Томас Бенджамин Кеннингтон жил в Викторианской Англии, где было много бездомных детей. Этой проблеме мастер посвятил немало своих картин.
На картине «Бездомные» мы видим плохо одетого, бледного и худого ребёнка и его мать. Судя по названию картины, они в силу каких-то причин оказались на улице и стали бродяжничать. Узелок с пожитками — это всё, что у них осталось от прежней жизни. По всей видимости паренёк так ослаб от голода, что упал прямо на дороге, о чём свидетельствует лежащая неподалёку кепка.
Мать, положив на землю узелок, бросилась поднимать несчастного ребёнка. Однако, что делать дальше, она не знает. От голода мальчик не может идти, но накормить его ей просто нечем.
Женщина неплохо одета, на ней дорогой чепец, поэтому возможно, что мать и сын оказались на улице не так давно. Судя по траурным одеждам, женщина — вдова. Семья потеряла кормильца и осталась без средств к существованию. Мать и сын не смогли оплачивать жильё и оказались на улице.
В Викторианской Англии были очень строгие законы, из-за которых женщинам, остававшимся без мужей с детьми на руках приходилось туго. Поэтому многие женщины, родившие вне брака, вынуждены были бросать своих детей. В противном случае они сами могли оказаться на улице без средств к существованию. Таких женщин никто не брал на работу, они становились изгоями общества.
Некоторые женщины, будучи не в силах бросить своего ребёнка сами становились бездомными и ходили по улицам, прося подаяние вместе с детьми. Конечно, это зачастую приводило к печальным последствиям. Уличную жизнь выдерживали не все — как женщины, так и дети нередко умирали от голода и болезней.
Художник очень хорошо изобразил мрачную атмосферу того времени. На картине преобладают чёрно-серые тона, на заднем плане видны мрачные очертания заводов. Тогда многие дети от безысходности вынуждены были работать на заводах наравне со взрослыми в очень тяжёлых условиях, что делало их детство серым и безрадостным. Видимо это и хотел показать на своей картине художник.
Несмотря на мрачность картины, хочется верить, что судьба будет благосклонна к героям. Возможно, женщине удастся устроится хотя бы на завод и получить комнату. Не исключено, что женщине поможет кто-то из знакомых, и мать с сыном снова вернуться к нормальной жизни.
Также есть версия, что над бездомным мальчиком склонилась не мама, а проходящая мимо такая же обездоленная женщина, которая пожалела его. Возможно, она возьмёт паренька с собой, и они оба будут искать своё дальнейшее пристанище.
Художник оставил развитие сюжета на фантазию зрителя. Но в любом случае его задачей было осветить острую социальную проблему бездомных людей и показать весь её трагизм, что ему успешно удалось.
В настоящее время картина находится в Художественной галерее Бендиго в Австралии.