Андрей Попов «Балаганы в Туле на Святой неделе», 1873 год
На этой картине мы видим городское праздничное гуляние. Нарядные люди в весенний солнечный денёк собрались на центральной площади Тулы.
Интересно, что на одной из главных площадей города достаточно грязно, а между людьми как ни в чём ни бывало бродят свиньи. Женщины вынуждены приподнимать юбки, чтобы не намочить их в луже и не испачкать в грязи.
Посередине площади стоят столы с едой и различными спиртными напитками. Также на площади мы видим множество различных увеселительных мероприятий, каждое из которых по своему интересно и заслуживает особого внимания.
На первом плане мы видим небольшую будку, возле которой столпились мужчины и одна женщина. Все люди оживленно и взволнованно куда-то смотрят. Похоже, что там происходит что-то вроде азартной игры, например «напёрстки». Игра вызывает живой интерес и ажиотаж у зрителей.
На втором плане возвышается импровизированный кукольный театр, возле которого собрались как дети, так и взрослые. Балаган украшен разноцветными флажками, а надпись на нём гласит: «Децкое Увисилительное Прецтавленiе».
Даже учитывая язык того времени, видно, что в этой надписи допущены грубые ошибки. Интересно, почему ответственный за представление вывесил плакат с такими ошибками. Неужели у него в команде нет грамотных людей? Отсюда можно сделать вывод, что грамотными в ту пору были далеко не все.
За балаганом мы видим домик с надписью «Магической». Крышу его украшает плакат с летучими мышами и скелетами. Судя по всему, это прототип современной «комнаты страха». Интересно, что подобные комнаты были в 1873 году.
На заднем плане мы видим аттракцион, напоминающий современное «Колесо обозрения» только во много раз меньше. На нём во всю катаются дети. Тоже удивительно, что такие аттракционы были 150 лет, а может больше лет назад.
В целом картина очень позитивная и хорошо передаёт дух и атмосферу провинциального русского городка XIX века. Художник Андрей Попов сам был туляком, поэтому тульский быт и колорит был ему близок. Скорее всего он не раз был на подобном мероприятии в Туле и рисовал, если не с натуры, то по памяти.
Интересно, что картина написана с фотографической точностью. Художник тщательно выписал всех людей, их наряды и эмоции.