Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», 1657 год
На картине мы видим женщин, которые прядут полотно. В процессе работы женщины мило беседуют, а между ними спокойно дремлет кот.
Традиционно считается, что это пряхи, которые обслуживали королевский двор. Они работали в монастыре Санта-Исабель в Мадриде.
По другой версии пряхи на картине — это Мойры. В их распоряжении находятся рождение и смерть человека, а также продолжительность его жизни.
Одна из Мойр прядёт нить жизни, другая сматывает её в уникальный клубок судьбы, а третья — перерезает нить.
Однако основная композиция скрывается на заднем плане картины. Работа Веласкеса создана по принципу «картина в картине».
Миф об Арахне
На заднем плане мы видим сцену из мифа об Арахне из поэмы «Метаморфозы» древнегреческого поэта Овидия.
Согласно мифу, Арахна была превосходной ткачихой. Её ткани были лёгкие как пух и прозрачные как воздух. В ткачестве Арахне не было равных и со временем она возгордилась своим мастерством.
Гордыня ткачихи была настолько сильной, что она бросила вызов самой богине Афине, чтобы посостязаться с ней в мастерстве ткачества.
«Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня, не боюсь я этого», — крикнула Арахна.
Услышав это, Афина явилась к ткачихе в образе старой женщины и предупредила, что не стоит вызывать на себя гнев богов, бросая им вызов. Состязаться в мастерстве нужно только со смертными. Но Арахна не стала слушать старуху и нагрубила ей.
Тогда Афина приняла свой настоящий облик и согласилась на состязание.
Афина выткала величественный афинский Акрополь, а на нём изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. По углам Афина выткала богов, карающих людей за непокорность, а вокруг венок из листьев оливы. Арахна же выткала на своём покрывале много сцен из жизни богов, в которых они являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. По качеству работа Арахны была совершенной, она не уступала работе Афины, но в изображениях видно было неуважение и даже презрение к богам.
Увидев это, разгневанная Афина порвала работу Арахны и превратила ткачиху в паука, наказав её таким образом за гордыню.
По всей видимости, Веласкес через сюжет картины хотел донести до зрителя, что даже если человек и талантлив, он не должен ставить себя выше Бога.
Действие мифа об Арахне происходит на фоне гобелена, на котором изображена картина Тициана «Похищение Европы». На картине показано, как бог Зевс опустился до животного состояния, превратившись в быка и похитил дочку феникийского царя Агенора Европу. Это был один из сюжетов, который, согласно мифу, выткала Арахна во время состязания.
Сцена на гобелене ещё больше усилила эффект «картины в картине».
Изменения в картине
В 18 веке картина пострадала от пожара, после чего её реставрировали. Во время реставрации полотно было увеличено на 37 см в высоту и на 50 см в ширину. Это можно легко заметить по отличающемуся цвету шторы в левом верхнем углу.
В настоящее время картина находится в музее Прадо в Мадриде. Она экспонируется в оригинальном размере, а добавленные позже части закрыты специальной рамкой.