«Русалки», Крамской Иван Николаевич, 1871 год
Сюжет для своей картины «Русалки» Иван Крамской взял из отрывка гоголевской «Майской ночи», где автор описывает сон Левка. Живописец стремился поделиться со зрителем не точными деталями сна, а тем чудесным видением, которое посетило его в ходе работы над эскизами будущего шедевра.
От картины веет светлой грустью. На её переднем плане мы видим девушек в белых одеждах, которые сидят на берегу старого озера под лунным светом. Русалки напевают тихие песни и рассказывают друг другу сокровенные тайны.
Силуэты утопленниц застыли в живописных позах, их лица выражают печаль. Они словно отражают свет луны и сами излучают его, создавая неизгладимое впечатление сказочной грусти.
Картина «Русалки» пользовалась огромным успехом у публики, а критики дружно хвалили художника за точную передачу лунного света и новизну сюжета. Однако сам Крамской остался недоволен произведением и время от времени порывался доработать его.
Поначалу с картиной происходили удивительные и таинственные вещи. На первой выставке её поместили рядом с полотном Саврасова «Грачи прилетели», а утром оказалось, что весенний пейзаж упал со стены. Сотрудники выставки шутили, что это дело русалок, которым не понравилось соседство с птицами.
Когда полотно Крамского выкупил П. Третьяков, стало и вовсе не до шуток: заметили, что в тех комнатах, куда вешали картину, воздух становился сырым и прохладным, а ночью оттуда доносилось тихое пение.
Сам хозяин делился, что после наблюдения за картиной он чувствует упадок сил. Были слухи, что «Русалки» сводят с ума молодых девушек, одна из них даже утопилась в реке.
Мистика прекратилась после того, как по совету старой няни холст повесили в угол, подальше от света — чтобы он не тревожил утопленниц. Сегодня «Русалки» — часть экспозиции Третьяковской галереи в Москве.