Константин Савицкий «На войну», 1888 год
На картине мы видим множество людей, столпившихся на вокзале. Тут и мужчины, и женщины, и городские, и крестьяне, и военные. Кто-то обнимается, кто-то плачет, кто-то лихо отплясывает под скрипку, а кто-то просто задумчиво стоит в стороне.
Что же здесь происходит?
Картина называется «На войну», также у неё есть другие названия: «Отправка новобранцев на войну» и «Проводы на войну».
Художник изобразил на полотне отправку только призванных солдат на Русско-турецкую войну 1877–1878 годов.
Живописец хорошо отразил сцену расставания призывников на вокзале с родными и близкими.
В центральной части полотна мы видим новобранца, которого двое солдат уводят под руки, насильно оторвав от плачущей жены. Он беспомощно оглядывается и с тоской смотрит на супругу, которая простирает к нему руки. Женщину удерживают родители парня, которые также пришли его проводить.
В образах молодого солдата и его жены художник изобразил те чувства, которые в более сдержанной форме переживают и другие участники этой драмы. При этом большинство из присутствующих погружены в своё собственное горе, поэтому бурная сцена прощания призывника с женой не привлекает внимания окружающих.
На первом плане слева изображена другая семья, в которой бородатый солдат прощается со своими родителями, женой и сестрой. В этой сцене прощание более спокойное и сдержанное. Солдат уже немолод, он думает о тяжёлой жизни без кормильца, которая ожидает теперь его молодую жену и родителей.
Позади них можно увидеть троих военных, которые решили сплясать напоследок перед отправкой на фронт. Один из них играет на скрипке, а другой — на гармошке. Они в военной форме, то есть уже не являются новобранцами и отправка на войну их особо не напрягает. Возможно, они всю жизнь прослужили в царской армии и даже не имеют семей. Поэтому всеобщее горе их не трогает.
На перроне столпились солдаты, которые уже простились с близкими, а внизу стоят их родные, которые не собираются уходить до самого отправления поезда.
Интересна фигура крестьянина справа. Он как-будто не имеет отношения к всеобщей мобилизации. Его не забирают на фронт, он спокойно стоит у телеги, прикрыв глаза. Видимо он просто нанятый человек, который привёз семью на вокзал из деревни и теперь просто ждёт, когда всё закончится, чтобы поехать обратно.
От картины веет печалью, тревогой и безысходностью. Художник постарался наиболее ярко передать поведение, а также чувства и эмоции людей в последние минуты перед долгой и тяжёлой разлукой.
Савицкий начал работу над картиной «На войну» в конце 1870-х годов, как раз во время русско-турецкой войны. В 1880 году он представил первый вариант работы на Восьмой выставке передвижников.
Живописец услышал много критики. И хотя были также положительные отзывы, Савицкий решил переписать картину, а первую её версию, как выяснилось через много лет, порезал на части.
Второй, окончательный вариант художник представил на 16-й выставке передвижников.
Сегодня картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.