Александр Бучкури «Вывод», 1936 год
На этой картине художник изобразил обнажённую женщину, которая стоит возле запряжённой в сани лошади. На санях сидит воинственно настроенный мужчина, который занёс над несчастной кнут. Вокруг собралась толпа кричащих и смеющихся людей. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картина называется «Вывод», а её сюжет основан на довольно жестоком деревенском обычае, который служил наказанием для неверных или непокорных жён.
Муж, заподозривший супругу в неверности, привязывал её раздетой к запряжённой лошади и водил по деревне, стегая кнутом. Местные жители также участвовали в этом процессе, смеясь над несчастной, обзывая её и забрасывая камнями и палками.
Самое печальное в этой ситуации то, что подвергаемая издевательствам женщина могла быть невиновной. Её могли оболгать завистники или другие недоброжелатели, кто-то мог что-то неправильно понять, а может и сам муж хотел таким образом избавиться от неугодной жены.
Подобный обычай не был фантазией художника, а реально существовал в деревнях ещё каких-то 100 лет назад. Свидетелем такой сцены был писатель Максим Горький, который подробно описал её в своём рассказе «Вывод»:
«К передку телеги привязана веревкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина, почти девочка. Она идет как-то странно — боком, ноги ее дрожат, подгибаются, ее голова, в растрепанных темно-русых волосах, поднята кверху и немного откинута назад, глаза широко открыты, смотрят вдаль тупым взглядом, в котором нет ничего человеческого. Все тело ее в синих и багровых пятнах, круглых и продолговатых, левая упругая, девическая грудь рассечена, и из нее сочится кровь. Она образовала красную полосу на животе и ниже по левой ноге до колена, а на голени ее скрывает коричневая короста пыли. Кажется, что с тела этой женщины содрана узкая и длинная лента кожи. И, должно быть, по животу женщины долго били поленом, а может, топтали его ногами в сапогах — живот чудовищно вспух и страшно посинел.
Ноги женщины, стройные и маленькие, еле ступают по серой пыли, весь корпус изгибается, и нельзя понять, почему женщина еще держится на этих ногах, сплошь, как и все ее тело, покрытых синяками, почему она не падает на землю и, вися на руках, не волочится за телегой по теплой земле…
А на телеге стоит высокий мужик, в белой рубахе, в черной смушковой шапке, из-под которой, перерезывая ему лоб, свесилась прядь ярко-рыжих волос; в одной руке он держит вожжи, в другой — кнут и методически хлещет им раз по спине лошади и раз по телу маленькой женщины, и без того уже добитой до утраты человеческого образа. Глаза рыжего мужика налиты кровью и блещут злым торжеством. Волосы оттеняют их зеленоватый цвет. Засученные по локти рукава рубахи обнажили крепкие руки, густо поросшие рыжей шерстью; рот его открыт, полон острых белых зубов, и порой мужик хрипло вскрикивает:
— Н-ну… ведьма! Гей! Н-ну! Ага! Раз!..
Сзади телеги и женщины, привязанной к ней, валом валит толпа и тоже кричит, воет, свищет, смеется, улюлюкает, подзадоривает».
Сам Александр Бучкури так говорил по поводу своей картины:
«Я гуманист. Мне хотелось, чтобы люди не издевались друг над другом, чтобы они увидели, как это плохо».
Жестокий обычай и жестокая картина. Никто не имеет права причинять женщине страдания, женщина это нежное существо! Если этот мужик муж, то это Он виноват, виноват в том, что не смог стать Настоящим для неё. Не осуждайте женщину, если она ищет своего настоящего с кем будет счастлива и успокоена. Если Вы выбрали Свою, так уж сделайтесть Счастьем для неё! Иначе весь этот брак, свадьба, Ваша семейная жизнь БЕССМЫСЛЕННЫ.
Что показательно, на картине ржут только мужики, упиваясь своей властью! Про описание сцены, слов нет, просто зверство! Сколько вытерпели бедные женщины в то бесправное время…