Николай Пимоненко «До дома»
Художник Николaй Пимоненко очень реалистично изображал быт простого народа, сочетая его с прекрасными малороссийскими пейзажами. Сюжеты его картин печатались на открытках, которые расходились огромными тиражами по всей Российской империи.
Особую популярность приобрели шутливые жизненные истории. Одна из таких картин вызвала скандал и даже заставила художника обращаться в суд.
Речь идёт о картине «До дома», которая повествует о подвыпившем мужчине и его супруге. На полотне изображён сельчанин в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он так пьян, что даже не может взобраться на небольшой пригорок. Его поджидают жена и собака, обе настороже.
Героиня сюжета прячет за спиной палку, чтобы как следует отдубасить непутёвого муженька. Кому-то сейчас точно не поздоровится.
Репродукция этой картины украшали многочисленные открытки, которые расходились большим тиражом по всей территории Российской империи. Один такой экземпляр попал в руки фабриканта Николая Шустова, владельца марки «Шустов и сыновья». Он как раз был в поисках этикетки для бутылок новой водки «Спотыкач».
Увидев открытку с горе-пьяницей и поджидающей его женой, Шустов моментально решил использовать этот сюжет для своей продукции.
Вскоре водку украшала новая этикетка, а Пимоненко получил разгромное письмо от коллег-художников из Общества передвижников:
«Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали «передвижники». — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины «До дома» Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв «Спотыкачъ» дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной…»
Стоит отметить, что Шустов уже был известным российским фабрикантом и вёл довольно агрессивную рекламную кампанию, которая помогла ему быстро выделиться из общей массы.
Легко представить, как такая реклама могла прославить Пимоненко…
Получив обвинительное письмо, художник тут же выехал из Киева в Москву. Он встретился с Шустовым, который клялся, что никакой картины он в глаза не видел, а о художнике Пимоненко никогда не слышал. Ему якобы просто понравилась открытка.
Хитрый фабрикант предлагал художнику деньги, но тот отказался, отправившись прямо в суд. В итоге Шустова обязали покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки «Спотыкача».