Борис Кустодиев «Христосование», 1916 год
На этой картине мы видим накрытый к Пасхе стол. Здесь и куличи, и крашеные яйца, и творожные пасхи, и икра, и жареное мясо. Главные герои здесь — купеческая семейная пара, которая поздравляет друг друга со светлым пасхальным днём.
Кустодиев изобразил на картине старинный пасхальный обряд — христосование. Он имеет древнюю историю, ещё со времён апостолов. Суть традиции заключается в приветствии в знак воскресения Иисуса словами «Христос Воскрес!», а в ответ надо говорить: «Во истину воскрес!» Затем трижды целуются в щёку.
Именно эту сцену и видим на полотне Кустодиева «Христосование», который изобразил Пасху во всей красе. Заметим, что работа создана в 1916 году, когда в стране уже была смута, а революция стучалась во все двери. При этом сам мастер был тяжело болен и практически прикован к постели. Однако художник решил показать этот праздник светлым, ярким и насыщенным. Даже шаль на купчихе по-весеннему красочная и нарядная.
В те годы люди очень ценили пасхальные традиции. Историк Л.Н. Блинова так описывала празднование Пасхи в дореволюционной России:
С утра все шли на службу, после чего весь народ выходил на улицу христосоваться – и цари, и городовые, и служащие, и простой люд. Для христосования заранее готовили яйца. Например, во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи народу на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц.
Яйца были как натуральные – куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные, так и искусственные – из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня, в том числе из драгоценных и полудрагоценных камней, а также драгоценных металлов, в зависимости от статуса того, кому яйцо предназначалось. Их украшала резьба или роспись на евангельские темы, изображения храмов и монастырей.
Картины Кустодиева словно погружаю нас в сказку, позволяя хоть немного коснуться обычаев и традиций того времени. Они вселяют оптимизм и дают современным вечно занятым людям остановиться и подумать о смысле своей жизни.