Михаил Нестеров «Домашний арест», 1883 год
На этой картине Михаила Нестерова мы видим двух женщин и мужчину средних лет. Мужчина сидит на сундуке и вяжет. Женщины за столом довольно грустны, а старшая с укором смотрит на мужчину. Давайте, попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картина называется «Домашний арест». Её Нестеров написал ещё в юности, когда вдохновлялся идеями передвижничества. Сюжетная жанровая картина изображает проштрафившегося чиновника, которого посадили под домашний арест. Поскольку делать ему теперь нечего, мужчина сидит и вяжет, сжавшись под суровыми взглядами женщин.
Возле окна, скорее всего, сидят его жена и тёща, которые смотрят на него осуждающе, как-бы говоря: «Что ж ты, кормилец, наделал, ты же нас так по миру пустишь». Женщины явно недовольны ситуацией, но ничего не поделаешь, теперь им остаётся только ждать, когда кончится время ареста.
Картина «Домашний арест» очень интересна своими деталями, которые хорошо рассказывают о нехитром быте представителей мелкого чиновничества. О том что арестант служит чиновником, говорят форменная фуражка на ширме и мундир на спинке стула.
Семья живёт на съёмной квартире, о чём можно судить по заставленной комодом двери. Обычно так соединяли помещения, сдаваемые разным квартирантам.
На стене висит дешёвый оттиск портрета генерала Скобелева, о чём говорит хорошо просматриваемая надпись.
Мы видим, что на мужчине нет сапог. Почему так произошло? Возможно, их у него отняли, чтобы не мог выйти из дома, а может чиновник просто их проиграл. Но, скорее всего, сапог у нет просто от бедности. Как же он ходил на службу? Н. Ф. Дубровин в своих статьях «Русская жизнь в начале XIX века» рассказывает о посещении Можайска московским главнокомандующим Д. В. Голицыным:
Голицын обратил внимание, что в присутствии было мало служащих. — Канцелярские чиновники приходят на службу по очереди, отвечал судья. – Для чего так? – Для того, что у двоих одни сапоги, а у многих и сюртук на двоих. – Какая же тому причина? – Жалованье три рубля в месяц – трудно одеваться.
Таким образом, можно предположить, что герой картины «Домашний арест» имел с кем-то одни сапоги на двоих, а теперь, когда он сидит дома, сапоги носит его напарник. Действительно, чиновникам XIX века жилось совсем не сладко. Так пишет в своих воспоминаниях мемуарист Михаил Назимов:
Проходя ежедневно к своему месту чрез канцелярию, я нагляделся на тогдашних подьячих. Невозможно было без тяжелого, грустного чувства видеть этих оборванных, небритых и изнуренных лишениями бедняков, получавших жалованье от 1-го до 2-х руб. и не более 3 или 4 рублей в месяц, смотря по своему рангу: копииста, подканцеляриста и канцеляриста, и повытчики получали не более 6 или 8 рублей… Холостяки почти и жили в канцелярской комнате, ложились спать на тех же столах, на которых они скрипели перьями днем, переписывая нескончаемые бумаги.
Даже по обстановке в комнате мы видим, что семья живёт совсем небогато: обшарпанные обои на стенах, скромная мебель, простая одежда. А тут ещё и главного кормильца лишили жалования. Так и до нищеты недалеко.
Нестеров в своей картине «Домашний арест» подчёркивает неспешность течения жизни в этой семье: на сундуке, свернувшись калачиком, спит кошка, часы-ходики прикрыты ширмой, женщины не спеша делают какую-то несложную работу. В воздухе веет скукой и невыносимой тоской.
Не такие уж и бедные. Швейная машинка в хозяйстве, кофемолка