«Бабушкин сад» Василий Поленов, 1878 год
Поленов часто бывал в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и, конечно, восхищался этим местом. Он застал расцвет дворянских гнёзд и очень хотел воплотить их в своих работах.
В картине «Бабушкин сад» художник нарисовал частицу уходящей эпохи, смену поколений, обновление и болезненное исчезновение старого уклада.
Произведение создано в жанре «пейзажа настроения», что является собственной находкой живописца. Поленов не хотел ставить в своих полотнах острых социальных вопросов, он создавал определённое настроение, демонстрировал сюжет, что получалось спокойно, просто и красноречиво.
На переднем плане картине мы видим двух главных героинь – пожилая женщина в старомодном чепце и юная внучка в модном платье. Яркое противопоставление старого и нового, прошлого и будущего. Бабушка выглядит также дряхло, как и сам особняк – облупившиеся стены дома можно сравнить с крючковатой фигурой его хозяйки.
Прекрасный, но увядающий, особняк на заднем плане уже знаком зрителю по картине «Московский дворик». Этот тот же самый дом, угол которого мы может заметить на открытой полянке между сараем и садом.
Оба произведения были написаны в 1878 году, когда Поленов переехал в столицу и поселился в районе Арбата, на углу Трубниковского переулка. Но, глядя на две эти совершенно разные картины, очень трудно поверить, что они созданы в одном месте.
В «Московском дворике» изображено открытое пространство, залитое светом. Оно создаёт радостное настроение и вызывает тёплые чувства. В «Бабушкином саду», наоборот, пейзаж замкнут. Внутри тенистого запущенного сада чувствуется прохлада и лёгкая грусть, что напоминает зрителю о скоротечности времени и вызывает ностальгию и печаль.