Константин Маковский «Поцелуйный обряд», 1895 год
На этой картине мы видим несколько женщин и много мужчин, которые участвуют в пиршестве. Событие происходит в богатом боярском доме, многие гости уже пьяны. Женщины стоя немного в стороне от общего веселья и держа в руках чарки с напитками. Что же происходит на этой картине?
Художник Константин Маковский назвал своё полотно «Поцелуйный обряд», а чтобы лучше понять его, следует обратиться к истории.
В далёкие времена на Руси было множество традиций и обрядов, большинство из которых не дошли до наших дней. Одним из таких был так называемый поцелуйный обряд. Он появился не ранее XVII века, поскольку до этого периода женщины из знатных семей жили очень замкнуто, общаясь лишь с ближайшими родственниками.
Обряд состоял в следующем: после пиршества к гостям выходила супруга хозяина в окружении нескольких служанок. Она надевала свои лучшие наряды и преподносила гостю чарку с вином, предварительно прикоснувшись к ней губами. Пока гость пьёт, хозяйка уходит, чтобы переодеться, после чего подаёт кубок следующему гостю.
Так описывал обряд австрийский посол Августин Майерберг в 1661 году:
«Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ. А пока пьёт он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.
Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдаёт терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своего достоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили…»
Судя по всему, для хозяйки дома обряд был не из приятных. Историки считают, что его исток не имеет славянских корней, а был заимствован у иностранцев.
Именно такой обряд и изобразил Маковский на своей картине. Он подсмотрел сюжет для неё в историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», который был написан в 1863 году. В произведении описывается «поцелуйный обряд» во время застолья в доме опального боярина Морозова. Его молодая супруга Елена должна была выйти к гостям — посторонним мужчинам — и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему кубок с вином.
Причём Морозов лично сказал ей сделать это.
Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:
— Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою!.. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!
Считалось, что такой обряд является данью уважения к женщине, но всё он оставляет двоякое ощущение. Вряд ли женщинам нравились поцелуи совершенно посторонних мужчин. Однако представительницы слабого пола в то время не могли высказывать своего мнения на этот счёт, поэтому правды мы никогда не узнаем.
В своей работе Константин Маковский мастерски смог передать атмосферу и быт боярской жизни того времени. Он грамотно изобразил фактуры и цвета предметов богатства и красоты старинного русского стиля.
Картина «Поцелуйный обряд» впервые была показана на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а в 1897 году её экспонировали в Петербурге на персональной выставке художника. Сегодня полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.