Василий Пукирев, «Неравный брак», 1862 год
В позапрошлом веке вопрос замужества женщины против её воли стоял в России особенно остро. В основном браки того времени строилось на основе материальной выгоды, поэтому именно тогда появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и т.д. На картине «Неравный брак» Пукирев также изображает подобную историю.
На полотне мы видим сцену венчания в православной церкви. На переднем плане изображены жених с невестой и священник. Жениха художник представил морщинистым богатым стариком, а невесту — юной девушкой, которая глубоко несчастна. Её заплаканные глаза и опущенная вниз голова говорят о сильной тоске в её душе, но сама она, к сожалению, никак не может повлиять на ситуацию.
Среди гостей выделяется фигура шафера, который стоит прямо за невестой. Видно, что он очень недоволен ситуацией. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими незаметными нитями. Они оба молоды, несчастны и очень близко стоят друг к другу в тесном пространстве церкви. На самом деле художник запечатлел здесь реальную любовную историю.
Друг Пукирева молодой купец Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Рыбникову, но её родители предпочли ему более состоятельного жениха — Андрея Карзинкина. Карзинкин был на 13 лет старше невесты, ему было 37 лет. При этом Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании своей возлюбленной из-за наличия общих родственников с женихом.
Однако Сергей Варенцов не хотел видеть себя на картине Пукирева, так уже собирался жениться на другой девушке. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.
Таким образом, главный секрет этой картины заключается в том, что шафером на ней представлен сам Пукирев. Примечательно, что в реальности личная жизнь художника также не сложилась. Он был влюблен, но родители невесты также предпочли ему более выгодную партию. Получается, что мастер случайно предрёк судьбу самому себе. Он никогда не был женат и скончался в 57 лет в бедности и забвении.