Владимир Маковский «На бульваре», 1877 год
Эта картина была создана Владимиром Маковским в 1877 году. На ней мы видим молодую пару, которая сидит на лавочке. Казалось бы, парень и девушка должны быть счастливы от встречи друг с другом, но их лица не выражают радости. Скорее, наоборот, девушка очень грустна, а молодой человек равнодушен и даже немного раздражён. Что же рассорило эту пару?
Если приглядеться к картине, то можно заметить, что молодая женщина держит ребёнка, завёрнутого в цветастое одеяльце. Она принесла его, чтобы показать отцу, но тот совсем не рад встрече. Мужчина совсем не интересуется малышом. Он играет на гармони и, вероятно, думает, что можно было провести этот день как-то по-другому.
Скорее всего, женщина приехала из деревни — она просто и скромно одета, на лавке лежит цветастый узелок в нехитрыми пожитками. Молодая мама прибыла в город, чтобы навестить своего мужа, который уехал на заработки. Однако мужчина уже отвык от своей семьи. Он влился в городскую жизнь и очень тяготится тем, что приходится проводить выходной день с близкими, а не в кабаке.
Отец семейства уже, видимо, «принял на грудь». Щёки его раскраснелись, глаза смотрят в одну точку. Женщина растеряна и подавлена — не так она представляла себе эту встречу. Муж стал для неё чужим человеком. Говорить им больше не о чем.
Критик Стасов так описывал сюжет картины:
Муж немного выпил, у него щеки рдеются, он играет на гармонике, заломив голову, о жене и ребенке, кажется, позабыл думать. А она, с довольно тупым и животным выражением, сидит, потупившись в землю, и, кажется, ничего, бедная, не понимает и не думает. Такой глубоко верный тип Владимир Маковский, да и кто угодно у нас, в первый раз затронул.
Подобная ситуация была достаточно типичной для того времени. Мужчины часто уходили на заработки в город, а потом забывали о своей семье. Семейные и родственные связи ослабевали, отношения портились, наступал разлад. Мужчины, находясь в городе без контроля семьи, часто начинали пить. Нередко они пропивали все заработанные деньги.
Чтобы передать общий печальный настрой картины, Маковский сделал фоном хмурый осенний день. Мы можем заметить небольшой ветер, опавшую листву, почти голые деревья.
Искусствоведы выяснили, что на картине изображены Афанасий Егорович и Аграфена Михайловна Филатовы, о чём поведала историкам их дочь Ефросинья Афанасьевна Немцова. В её доме в селе Доратники висела репродукция картины Маковского «На бульваре». Старушка так рассказывала о сюжете полотна:
На ней изображены мой отец Афанасий Егорович и мать Аграфена Михайловна Филатовы. Отец, едва женившись, уехал на заработки в Москву и устроился дворником на Мясницкой улице. К нему часто приезжала молодая жена, моя мать. Там-то родилась и я. Отца и мать часто рисовали художники, потому что на Мясницкой улице находилось училище живописи.
Филатовы были не единственной парой, которые облюбовали московские бульварные лавочки и попадали в поле зрения художников.
Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой, и переполненных рабочим и фабричным людом, — писал художник Киселёв.
Предположительно, на картине изображён Сретенский бульвар — самый короткий бульвар в Москве. Проезжая часть там ниже уровня бульвара, поскольку он образован на месте Земляного вала, являющегося продолжением стен и укреплений белого города.
Простой сюжет картины вместил в себя много острых мыслей и наблюдений автора, которые актуальны даже в наше время.