Григорьев Сергей Алексеевич «Вратарь», 1949 год
Картина Сергея Григорьева «Вратарь» знакома нам с детства. Её демонстрировали школьникам на уроках рисования, по ней писали сочинения, а её репродукции украшали многие детские книжки. Сюжет произведения кажется таким знакомым и родным, словно окунает нас в прошлое и заставляет снова переживать давно прошедшие тёплые осенние деньки.
Картина создана Григорьевым в послевоенном 1949 году. На ней изображены дети, играющие в футбол на пустыре. Вместо оборудованного поля мы видим импровизированные ворота из портфелей, трибуны заменяют сложенные в кучу доски, а болельщики — местные ребятишки и случайные прохожие.
Сам художник говорил, что при написании этой картины применял режиссёрский приём. То есть, он не тянул в картину всё подряд, как раньше, а объединил всех персонажей единым действием. При этом каждый герой сюжета несёт своё смысловое значение и играет важную роль в общей постановке картины.
На переднем плане главный герой картины — вратарь. Он играет в сюжете ведущую роль, поэтому даже нарисован немного крупнее всех остальных. Мальчик на воротах внимательно следит за игрой, при этом саму борьбу за мяч художник решил оставить за кадром. По всей видимости, она происходит на другой стороне поля.
Время представлено послевоенное, поэтому вратарь одет очень скромно. Его старенькие калоши привязаны тесёмками, чулки спустились, но мальчик не обращает внимание на свою одежду. Он слишком увлечён игрой и ждёт решающего удара. Даже раненное и забинтованное колено не смогло сдержать школьника от увлекательного матча.
На картине изображены не только дети, но и один взрослый. Он, видимо, шёл с работы и заинтересовался импровизированным матчем. При этом мужчина очень внимательно смотрит за игрой, словно сидит на настоящем стадионе и болеет за реальную футбольную команду.
Взрослый зритель, скорее всего, не является тренером. В руке он держит документы, значит мужчина может быть работником некоего госучреждения. Мы видим наградные планки и ленты на лацкане пиджака, указывающие на то, что он участвовал в недавно прошедшей войне.
Так описывает зрителя писательница Т. Г. Гурьева:
сидит рядом с ребячьей мелюзгой так, как сидят только на стадионе — готовый вот-вот вскочить, полный спортивного азарта, выкриками и жестами подбадривающий игроков. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстёгнут. Рука придерживает папку с бумагами, но он о них уже не помнит, как не помнит и о делах, с которыми куда-то направлялся. Увлечённый игрой, он присел «на минутку» и… забыл обо всём, целиком отдавшись переживанию игры
Где проходил импровизированный матч
Гурьева считает, что сцена футбольной игры была написана в Киеве: на заднем плане видна Андреевская церковь над Днепром.
Искусствовед Анатолий Членов поддерживает эту версию. Он даже смог определить более точно место матча: игра проходила в саду Киевского художественного института, где служил на кафедре рисунка Сергей Григорьев. Именно оттуда, по мнению Членова, и открывается вид на Андреевский собор и здания над склонами Днепра, спускающимися к Подолу— нижней части Киева.
Картина «Вратарь» была очень тепло принята зрителями и искусствоведами. С точки зрения некоторых критиков, сюжет полотна походит на целую новеллу. В этой работе показана захватывающая, но в то же время, простая история, которая произошла однажды тёплым осенним днём.
Картина много раз экспонировалась на различных выставках. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.