Жан Батист Симеон Шарден «Молитва перед обедом», 1744 год
На этой картине мы видим обычную семью во время обеда. Мама накрывает на стол, а двое детей готовятся приступить к трапезе. Однако перед этим они должны прочесть молитву, без которой не может быть и речи о приёме пищи.
Художник изобразил простую домашнюю обстановку, по которой видно, что игра детей прервана на обед. Барабан словно только повесили на спинку стула, на полу валяются игрушки. Возле жаровни опрокинут ковш — возможно, это дети во время игры свалили его.
Мама наливает суп и слушает, как её младший ребёнок читает молитву. Возможно, он только недавно выучил её, и мама проверяет, насколько правильно малыш запомнил слова.
Картина очень мягкая, добрая и светлая. Она почти лишена эмоций, зато наполнена милосердием, уютом и простотой. Казалось бы, в сюжете не может быть спорных моментов, однако искусствоведов всё же заинтересовал вопрос о поле младшего ребёнка. Они никак не могут прийти к единому выводу — мальчик это или девочка.
На первый взгляд всё просто — ребёнок в платье, а значит на картине изображён мальчик. Однако в XVIII веке мальчики в платьях были обычным явлением, причём не только за границей, но и в России. Поэтому по одежде очень сложно определить, какого именно пола ребёнок находится перед нами.
Искусствоведы, считающие, что на картине мальчик, выделили одну особенность, по которой можно судить об этом. За спинкой стула можно видеть барабан, являющийся преимущественно мужской игрушкой, почти военной. Играли в такие обычно мальчики, в то время как девочки интересовались куклами.
Но есть и те, кто уверен, что на картине вообще нет никаких мальчиков, есть только мама и две сестры.
«Молодая мать, разливая суп, одновременно старается заставить двух дочерей повторить слова предобеденной молитвы», — пишет в своей книге «Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже» искусствовед Инна Немилова.
Прийти к единому выводу сложно, да может это и не нужно. Достаточно просто любоваться картиной и удивляться мастерству художника.