Николай Ярошенко «Всюду жизнь», 1888 год
На этой картине мы видим вагон, в котором перевозят арестантов. На переднем плане пятеро главных героев: вдова с малолетним ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент в кепке и мужчина с казацкими усами. Вероятно, все они совершили какие-то преступления и теперь едут отбывать наказание в места заключения.
Картина сначала была восторженно воспринята критиками, но потом они начали высказывать недовольство по поводу сюжета. Что же их не устроило?
Художника стали обвинять в необъективности. Даже картину вместо «Всюду жизнь» стали называть «Всюду тенденция». Мол, все узники у Ярошенко слишком добрые и хорошие. Сразу бросается в глаза, что такие люди вряд ли могли пойти на преступление, а преступниками, скорее, являются те, кто засадил их за решётку.
Например, женщина с ребёнком — прямо «Мадонна с младенцем», сошедшая с картины Да Винчи. Мужчины тоже имеют добрые лица и радуются голубям, как дети.
На самом деле Ярошенко никак не даёт зрителю понять, что его герои невиновны, но художник сумел сделать так, что все они действительно больше напоминают святое семейство, но уж никак не преступников. Они словно излучают невидимое сияние, которое хорошо прослеживает на фоне облупленного вагона и железной решётки.
Спустя 20 лет после смерти Ярошенко критики стали воспринимать картину под другим углом. На этот раз художника обвинили в «толстовстве», мол слишком увлёкся учениями Льва Толстого, который активно продвигал идею «где любовь, там и бог». И действительно, изначально Ярошенко хотел именно так назвать свою картину.
Стоит отметить, что критики часто меняют своё мнение, причём иногда на полностью противоположное. Поэтому не стоит слишком серьёзно воспринимать их слова. Лучше составить своё собственное мнение о картине.