Джон Эверетт Милле «Долина покоя», 1859 год
Сюжет этой картины переносит нас на территорию женского монастыря. Художник изобразил здесь двух молодых монахинь, одна из которых очень внимательно смотрит на зрителя. Другая занята тяжёлым делом — очевидно, что она копает кому-то могилу.
На заднем плане видна стена кладбища, которая частично скрыта живой изгородью. Она словно проводит границу между деревьями на фоне неба в верхней части картины, и монахинями в нижней.
На первый взгляд кажется, что в этом сюжете всё просто, однако критики нашли в нём множество загадок и даже детективных линий.
Наиболее странным моментом является то, что героини не выражают никаких чувств сожаления об умершем человеке, хотя он должен быть им хорош знаком. В связи с этим появилась версия, что монахини копают могилу, что извлечь оттуда труп, а не захоронить его. Возможно, это нужно для эксгумации, а может быть для этого есть другие причины.
Возможно, эти женщины знают какую-то тайну, которую хотят спрятать поглубже от всех, а может, наоборот, желают найти ответы на свои вопросы.
Арт-критик Том Люббок так отзывался о картине:
«Могилы. Сумерки. Ограда. Жуткие очертания деревьев. Монахини. Католики (в Англии, что до сих пор вызывают подозрение). Сегрегация по половому признаку. Религиозность. Хозяйка и служанка, властные взаимоотношения, возможно, более глубокая эмоциональная кабала. Женский труд. Кого-то хоронят или эксгумируют. Два венка. Глубоко-тёмная земля. Трупы, тайны, заговор, страх. Это картина, которая вырывает все ограничения».
Так или иначе картина оставляет много вопросов и неразгаданных загадок, которые художник решил не раскрывать, чтобы оставить зрителям побольше информации для размышления.