Что происходит на этой картине французского художника

Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», 1858 год

На этой картине художник изобразил молодую женщину, которая прижимает к щеке своего ребёнка. Вот только лицо героини очень грустное, да и сам сюжет больше напоминает траур, чем счастье материнства. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», 1858 год
Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», 1858 год

Французский художник Шарль-Франсуа Маршал изобразил на своей картине распространённый в Европе 19 века случай — мать отдаёт своего малыша в Воспитательный дом. В те времена одинокие женщины имели очень мало прав, поэтому, родив ребёнка вне брака, они практически не имели возможности его содержать.

Рождение ребенка ставило мать и дитя на грань голодной смерти в условиях отверженности обществом. В отчаянии молодые матери отдавали своих новорожденных детей в работные дома и даже совершали акты детоубийства.

Чтобы помочь матерям-одиночкам наладить жизнь, в Европе создавались так называемые воспитательные дома (Foundling Hospital, дословно — больница для подкидышей), которые могли приютить брошенных детей.

Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», фрагмент
Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», фрагмент

Французский воспитательный дом имел такую систему приёма, при которой матери не требовалось непосредственно приносить ребёнка. Она могла оставить новорождённого в общественном месте или, как изображено на картине, положить его в специальную нишу у стены дома.

Воспитательный дом пользовался большой популярностью, поскольку позволял женщинам сохранить своё честное имя и лучше устроиться в обществе. Конечно, матери отдавали своих малышей не от хорошей жизни — они должны были как-то находить кров и деньги на пропитание.

В сборнике рассказов разных авторов под названием «Париж, или Книга Ста и одного» так рассказывается о женщинах, отдающих своих детей:

«Иногда сердце матери разрывается при мысли о разлуке с младенцем. Её руки дрожат, когда она разворачивает сверток; она рыдает от боли, прижимая к груди ребенка, который никогда не назовет её матерью».

Именно такой момент прощания и изобразил на своей картине художник Шарль-Франсуа Маршал.

Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», фрагмент
Шарль-Франсуа Маршал «Последний поцелуй матери», фрагмент

Некоторые женщины оставляли вместе со своими малышами записки с именами и приметами, чтобы потом иметь возможность забрать их. Однако случаи воссоединения мамы и ребёнка происходили очень редко. Матери редко возвращались за детьми, поскольку незаконное рождение становилось клеймом на всю жизнь и существовать в обществе одной с ребёнком было очень тяжело.

 

 

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: