Павел Яковлев «Переезд художника на новую квартиру», 1899 год
На этой картине художник изобразил усатого мужчину, лежащего на своей кровати. Вот только антураж вокруг почему-то совсем не домашний, а на заднем плане виднеется московский Кремль. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину создал живописец Павел Яковлев, который не отличался особой популярностью. Большинство его полотен пропитаны трагизмом и посвящены остро-социальным проблемам общества, чего нельзя сказать о его работе под названием «Переезд художника на новую квартиру». Пожалуй, это единственный позитивный сюжет в творчестве Яковлева.
Как можно понять из названия, мастер изобразил на картине художника, который решил сменить место жительства. Всего несколько картин, пара чемоданов, да кровать — вот всё нехитрое имущество главного героя. Однако сам он, вероятно, чувствует себя весьма важной персоной, о чём можно судить по его внешнему виду.
Художник вальяжно развалился на кровати, закинув ногу на ногу, и задумчиво смотрит в небо с очень довольным лицом. В одной руке мужчина держит сигару, курение которой приносит ему особой удовольствие. Под подушкой можно разглядеть голову статуи.
Казалось бы, сюжет картины довольно прост, однако автор позволил себе добавить сюда шутливое, ироничное и юмористическое восприятие действительности. И это не случайно, ведь в лице главного героя многие искусствоведы и критики видят черты самого Яковлева. Таким образом, картину «Переезд художника на новую квартиру» можно считать своеобразным автопортретом мастера.
Самоуверенная улыбка главного героя, вдруг ощутившего свою сопричастность к высокому – словно гимн молодости и таланту живописца. Именно в этом произведении, ярком и свежем, более всего раскрылась прирожденная импульсивность автора и его художественная оригинальность.
Павел Яковлев прожил долгую творческую жизнь. Он успел попробовать себя во многих жанрах: пейзаж, портрет, историческая и мифологическая живопись. Но приоритетное место в его сердце всегда занимала бытовая живопись с ноткой трагизма и драматизма. Эта была та стезя, которая изначально увлекла его и не отпускала даже тогда, когда интерес к жанровой тематике в русской живописи заметно упал. В последние годы своей жизни Яковлев занимался книжной графикой.