Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год
На этой картине мы видим молодую девушку в нарядном светлом платье. Только место вокруг совсем не праздничное. Оно больше похоже на подвальное помещение. Да и глаза у девушки почему-то завязаны. Что же происходит на этой картине?
Эта картина называется «Казнь Джейн Грей». Её автор — французский живописец Поль Деларош, который создал свою работу на основе исторических событий. На полотне изображена Джейн Грей, получившая в народе прозвище «королева девяти дней».
Джейн была правнучкой короля Генриха VII, но не имела высоких шансов восхождения на трон. Она были лишь четвёртой в очереди среди всех престолонаследников. Тогда у власти был 15-летний король Эдуард IV и прямой наследницей трона была его старшая сестра Мария. Однако смертельно больной король отстранил сестру от власти и назначил своей преемницей Джейн, поскольку та разделяла с монархом протестантскую веру.
Но после смерти короля Джейн пробыла у власти всего девять дней. Мария возглавила мятеж, который закончился для неё успешно. А вот Джейн Грей вместе с мужем были казнены.
Есть предание, что силы покинули Джей прямо перед самой казнью. Её глаза были завязаны и дорогу к плахе найти она не могла. «Что теперь делать? Где она плаха?» — спрашивала молодая королева. По словам очевидцев, к плахе арестантку подвёл какой-то человек из толпы. Именно этот момент казни и изобразил на своей картине Деларош.
История создания картины
Художник во время написания картины был уже довольно известен в определённых кругах. Он был профессором Школы изящных искусств и руководил художественной студией своего наставника Антуана Гро. Искусствоведы считают, что ученики Делароши тоже участвовали в написании этого произведения, хотя подтверждений этому не сохранилось.
Художник писал «Казнь Джейн Грей» согласно академическим канонам. Он начал с эскизов, тщательно выписывая детали действующих лиц. Считается, что все герои картины были списаны с натуры. Натурщицей для идущей на казнь королевы, предположительно, была актриса Анаис Обер.
Платье леди Джейн написано свинцовыми белилами на ореховом масле с примесями охры, кобальтовой сини и кассельской коричневой. Благодаря такому сочетанию, платье кажется блестящим. Любопытно, что чистые пигменты в картине почти не встречаются.
Широкой публике картина была представлена 1 марта 1834 года на открытии Парижского художественного салона. Мнения критиков относительно не разделились. Одни восторгались полотном, другие нещадно ругали его.
Многие осуждали чрезмерную театральность сюжета. Мол, герои держатся очень постановочно, из-за чего нет ощущения реальности происходящего. Однако коренная парижская аудитория восприняла картину на «ура», сделав Делароша триумфатором выставки.
Спустя годы, интерес публики в академической живописи иссяк и «Казнь Джейн Грей» утратила свою популярность. Картину поместили в подвал Национальной галереи Лондона, где она пострадала от воды в результате разлива Темзы. О полотне вскоре забыли и много лет считали его утраченным, пока однажды случайно не обнаружили.
«Казнь Джейн Грей» реставрировали и вновь вывесили в Национальной галерее, где она находится и по сей день. Совершенно неожиданно картина вновь стала популярной и в течение десятилетий остаётся одним из самых востребованных экспонатов музея.