Эрик Хеннингсен «Детоубийство», 1886 год
На этой картине художник изобразил группу людей, двое из которых только что раскопали яму, ещё двое наблюдают и что-то записывают, а ещё двое стоят поодаль. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал датский художник-реалист Эрик Хеннингсен, который в своём творчестве часто использовал сюжеты, увиденные собственными глазами. Не стала исключением и его работа под названием «Детоубийство», где мастер рассказывает историю о матери, избавившейся от собственного ребёнка.
На картине мы видим женщину, которую держит под руку полицейский. Очевидно, что она и есть та самая мать, которая убила младенца и закопала его тело в овраге.
Кто-то, став свидетелем этой сцены, вызвал полицию и показал место преступления. Раскопав яму, мужчины обнаружили там трупик ребёнка и сейчас извлекают его, чтобы провести следственные действия.
Один из мужчин, копавших яму, с осуждением смотрит на несчастную женщину, вероятно, думая про неё нехорошие вещи. Сама же героиня прячет от всех глаза, нервно сосредоточив взгляд на собаке, которую гладит свободной рукой.
Полицейский, который держит женщину, смотрит на неё с неким сочувствием. Возможно, он знает, что мать избавилась от своего ребёнка не просто так, а от безысходности.
А как же относится к своей героине сам автор полотна? Что думает художник обо всей этой истории?
Полное название картины: «Summum jus summa injuria. Детоубийство». Римский афоризм Summum jus summa injuria означает примерно следующее: «высшее право есть высшая несправедливость», в том смысле, что слишком строгое толкование закона порождает несправедливость. То есть право, доведённое до высшей степени формализма, ведёт к беззаконию.
Таким названием художник хотел показать, что женщина убила своего ребёнка потому, что была поставлена обществом в невыполнимые условия. Вероятнее всего, она родила вне брака, а в те времена одинокие женщины практически не имели возможности содержать малыша. Они не могли устроиться на работу, от них часто отрекались родители.
Рождение ребёнка вне брака противоречило общепринятым религиозным и моральным нормам того времени, что фактически ставило мать и дитя вне закона, обрекая на голодную смерть.
Таким образом, становится понятно, что художник не осуждает свою героиню, а, наоборот, оправдывает её и даже сочувствует, понимая, что именно правила и законы подтолкнули несчастную к страшному преступлению.