Жюль Бастьен-Лепаж «Сенокос», 1877 год
На этом полотне изображены французские крестьяне, отдыхающие в поле. Героев картины окружает скошенная трава, на заднем плане — множество стогов сена. Однако в глаза бросается вовсе не пейзаж, а молодая девушка на первом плане. Её выражение лица очень странное, кажется, что она мыслями находится где-то далеко. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал французский живописец Жюль Бастьен-Лепаж, который любил создавать бытовые деревенские сюжеты в стиле натурализма. В своей работе под названием «Сенокос» художник изобразил молодую пару, которая отдыхает после работы.
Крестьяне скосили много травы — она видна повсюду на картине. Мужчина так устал, что просто свалился с ног и тут же уснул.
Женщина, наоборот, от перенапряжения и усталости не может даже лечь. Она просто глядит перед собой и словно находится без сознания. Таким выражением лица художник передал её крайнюю степень усталости.
Жюль Бастьен-Лепаж написал это произведение в стиле натурализма. Многие критики и искусствоведы высоко оценили эту работу, в частности, её правдивость и достоверность. Так писала о картине «Сенокос» профессор искусствоведения Нина Яворская:
Лучшая картина Бастьен-Лепаж а «Сенокос», выставленная в Салоне 1878 года, далека от идиллической интерпретации крестьянской темы, которая характерна для других полотен художника. В ней правдиво изображены крестьяне, уставшие от работы под палящим солнцем. Выразительно переданы фигуры крестьянина, лежащего в изнеможении, и сидящей на земле крестьянки; во всей позе, в опущенных руках, в повороте головы женщины чувствуется усталость. Зритель ощущает, какого труда стоит этой женщине сделать сейчас хотя бы малейшее движение.
Бастьен-Лепаж создавал и другие сюжеты на тему сенокоса. В некоторых картины изображены те же герои. Например, девушка с первой картины здесь изображена с граблями. Вероятно, мастеру позировал один и тот же человек.
Картины Бастьен-Лепажа чрезвычайно реалистичны. Они как-будто делают зрителя участником сюжета.
Творчество этого художника высоко ценили не только критики, но и его коллеги. Например, живописец Виктор Борисов-Мусатов даже посвятил работам знаменитого француза стихотворение:
Давно ли был мой идеал
Художник Коновалов наш?
Но в Третьяковке побывал —
В душе один Бастьен-Лепаж.