Никола Пуссен «Аркадские пастухи», 1628 год
На этой картине мы видим троих пастухов и женщину, которые увлечённо что-то разглядывают. Давайте попробуем разобраться, что же заинтересовало этих людей.
Картина называется «Аркадские пастухи». Её создал французский живописец Никола Пуссен, который является одним из основоположников классицизма. Большую часть активной творческой жизни мастер провёл в Риме, что наложило определённый отпечаток на его работы.
Сюжет этой картины происходит не в Риме, а в Древней Греции, что можно понять по одежде и венкам героев. Также к Греции отсылает нас название местности, в которой разворачиваются события — Аркадия.
Аркадия упоминается на надписи, начертанной на каменной гробнице. Именно её так увлечённо разглядывают пастухи. Надпись гласит: Et in Arcadia ego, что дословно переводится как «И в Аркадии я». Глагол в этой фразе отсутствует.
О чём же говорит аркадским пастухам эта таинственная надпись, и почему она их так взбудоражила? Фраза представляет собой крылатое латинское изречение, которое нередко использовалось в искусстве XVII—XIX веков. Вот только слово «я» можно интерпретировать по-разному.
Одним из наиболее распространённых толкований фразы является значение «Я тоже когда-то жил в Аркадии». То есть смысл картины заключается в ограниченности жизни и скоротечности бытия. Какой-то человек тоже когда-то жил в Аркадии, но теперь погребён в склепе. Надпись пытается донести до читающих её, что когда-нибудь и их постигнет та же участь.
Ещё фразу переводят как «И в Аркадии есть я», то есть «я» здесь означает смерть. Аркадия – это горная область Древней Греции, расположенная в центре Пелопоннеса. Позже слово «Аркадия» стало означать утопическое место, где все живут размеренно, гармонично и прекрасно. Однако даже в таком чудесном месте как Аркадия, есть смерть.
Пуссен написал эту картину в стиле классицизма, когда всё идеально, традиционно и гармонично. Даже стоящих героев художник расположил симметрично: женщина положила руку одному пастуху на плечо, в то время как второй пастух положил противоположную руку на гробницу.
Историк и теоретик живописи Джованни Беллори в своей работе «Замечаниях о живописи Пуссена» отмечал, что сам Пуссен говорил о картине «Аркадские пастухи»: «Смерть настигает нас на вершине счастья».
Именно Беллори, по заключению Э. Панофского, принадлежит правильная интерпретация фразы, начертанной на гробнице: «Я — это смерть, которая присутствует повсюду, даже в счастливой Аркадии».