Павел Рыженко, триптих «Царская голгофа», 2004 год «Прощание с конвоем»
Более 100 лет назад произошла трагедия, которая наложила отпечаток на всю историю нашей страны. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге была уничтожена царская семья Романовых, положившая конец этому роду на русской земле.
Вплоть до 90-х годов прошлого века об убийстве Николая II, его супруги и пятерых детей старались не вспоминать. Только в 1991 году, когда царские останки были обнаружены под Екатеринбургом, эта история снова всплыла на поверхность и нашла отражение в работах многих творческих деятелей, в том числе и художника Павла Рыженко.
Здесь мы не будем говорить о подлинности царских останков и различных конспирологических теориях. Мы рассмотрим триптих «Царская Голгофа», основанный на фактах официальной истории.
Идея триптиха появилась у Павла Рыженко после посещения им могилы царской семьи в Екатеринбурге. Когда художник приехал домой, он сходу создал три эскиза, которые словно видение быстро появились в его сознании. Живописец назвал свои картины «Прощание с конвоем», «Александровский дворец. Заточение» и «Ипатьевский дом. Расстрел». Три эти работы были объединены в триптих, получивший пронзительное название «Царская Голгофа».
Первая часть триптиха называется «Прощание с конвоем». Она рассказывает зрителю о прощании царя со своими верными воинами. Теперь уже бывший государь сообщает, что он отрёкся от престола, и вся власть перешла временному правительству.
Князя Александр Михайлович так вспоминает прощание царя:
Он благодарит штаб и просит всех продолжать работу «с прежним усердием и жертвенностью». Просит всех забыть вражду, служить верой и правдой России и вести нашу армию к победе. Потом он произносит свои прощальные слова короткими военными фразами, избегая патетических слов. Его скромность производит на присутствующих громадное впечатление. Мы кричим «ура», как никогда ещё не кричали за последние двадцать три года. Старые генералы плачут. Ещё мгновение — и кто-нибудь выступит вперед и станет молить Ники изменить принятое им решение. Но напрасно: самодержец всероссийский не берет своих слов обратно!
На картине Рыженко мы видим холодный зимний день. Дует пронзительный морозный ветер, который отражает состояние души многих присутствующих.
Часть военных тяжело переживает всю эту ситуацию, некоторые мужчины плачут. Есть те, кто надменным взглядом смотрит в сторону — возможно, они уже перешли на сторону большевиков. А бывший государь шагает вдоль шеренги, заглядывая в глаза воинам, ища у них то ли поддержки, то ли прощения…
Следующая часть триптиха переносит нас в Александровский дворец, где царь с семьёй находился после отречения от престола. Романовы здесь фактически были под домашним арестом. Картина называется «Александровский дворец. Заточение».
Николай с семьёй находился в Царском Селе вплоть до июля 1917 года, после чего был выслан в Тобольск. Свидетельница этих событий баронесса Софья Буксгевден так вспоминала заточение:
Ей [Императрице] не разрешали пользоваться балконом, дверь на котором была заколочена по требованию солдат. Казалось, солдат особенно раздражали её [инвалидное] кресло и её печальное выражение лица, и они громко ругали её за то, что её не заставили ходить.
На картине мы видим только что прибывшего Николая II, уставшую Александру Фёдоровну и спящего цесаревича Алексея. Мы видим, что из ноги мальчика через бинты сочится кровь. Он страдал гемофилией, при которой любое неосторожное движение может привести в серьёзной травме, что и случилось в этот раз. Вокруг лежат лекарства и игрушки.
Семья ещё не знает,что обречена на расстрел, хотя они могут догадываться о своей судьбе. Романовы уже всеми преданы и покинуты, они остались наедине с мучительной думой о судьбе страны и о больном сыне.
Дневники бывшего царя рассказывают, что он интересовался текущей политической обстановкой, в частности, поддержал июньское наступление русских войск в войне, восстановление смертной казни и назначение А. Керенского председателем Временного правительства. Однако в целом бывший император больше был поглощён семейными делами.
Следующая картина показывается нам Ипатьевкий дом после расстрела семьи Романовых. Николай II, его жена и пятеро детей, доктор, а также прислуга без суда и следствия были жестоко убиты в подвале дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Их расстреляли, после чего добили штыками.
На картине «Ипатьевский дом. Расстрел» художник не показал ни крови, ни смерти. Здесь лишь беспорядочно раскиданные вещи ещё недавно живых людей, людей, которые управляли великой державой и которые были поставлены на эту роль Богом.