Художник Иван Владимиров. Революция глазами очевидца

Художник Иван Владимиров. Революция глазами очевидца

Художник Иван Владимиров стал свидетелем тяжёлого для России времени, которое он талантливо воплощал на своих полотнах. Мастер очень любил делать документальные зарисовки и писать картины, которые отражают реальное положение вещей.

Иван Владимиров «В театре. Царская ложа», 1918 год
Иван Владимиров «В театре. Царская ложа», 1918 год

В разгар революции художник служил в Петроградской милиции, поэтому имел возможность писать непосредственно с натуры, показывая порой очень неприглядные стороны того периода истории. «Настоящий художник должен быть правдив» — говорил Владимиров.

Одной из таких стала работа под названием «В театр е. Царская ложа», созданная в 1918 году. На полотне мы видим послереволюционную сцену в театре. Здесь изображены «победители», которые оккупировали царскую ложу. Удручающее зрелище молодых, но уже опухших от пьянства лиц, похожих в своей невыразительности, вечно пьющих, жующих и курящих. Волей-неволей вспоминаются сюжеты Зощенко. Только собрание рисунков и картин Владимирова много страшнее.

Иван Владимиров «Разгром помещичьей усадьбы», 1926 год
Иван Владимиров «Разгром помещичьей усадьбы», 1926 год

Глядя на эти картины, невольно можно подумать: «Как можно было в то время рисовать такое? Как этот художник не попал в лагеря и даже прожил не короткую и неплохую жизнь». Ответ прост: все эти работы были глубоко спрятаны от общественности, а часть из них долгое время и вовсе хранилась вне России. Для всех советских граждан Владимиров писал обычные социалистические сюжеты, например, «Ленин и Сталин летом 1917-го».

Как же контрреволюционные картины попали за границу? Дело в том, что Иван Владимиров хорошо знал английский язык, поэтому легко сошёлся с Американской администрацией помощи (ARA), работающей в послереволюционном Петрограде. Художник принимал активное участие в деятельности этой организации и завёл там друзей, через которых и передавал свои рисунки.

Всего было передано около 50 работ, которые сейчас находятся в архиве Гуверовского института, в собрании библиотеки Брауновского университета, а также в частных коллекциях.

Иван Владимиров «Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста», 1918 год
Иван Владимиров «Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста», 1918 год

Здесь может встать вопрос: не был ли художник двуличным? На самом деле в то время всё было не так однозначно. Сначала Иван Владимиров поддерживал левые идеи и с восторгом встретил революцию, но когда столкнулся с её реалиями, начал менять мнение.

Своими работами мастер хотел показать, что революция — это смерть, грабёж, голод, разруха и зло в целом. Вот как описывал порывы большевиков пролетарский поэт Владимир Кириллов:

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,
Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;
Девушки в светлом царстве Грядущего
Будут прекрасней Милосской Венеры…

Однако большинство участников этих событий даже не интересовало светлое грядущее. Их беспокоили более насущные вещи, что видно по этой картине «Погром винного магазина».

Иван Владимиров «Погром винного магазина», 1918 год
Иван Владимиров «Погром винного магазина», 1918 год

А здесь мы можем увидеть, как обречённые на голодную смерь люди роются в помойках в поисках пищи. Ещё вчера им обещали светлое будущее. Сегодня они ищут его в мусорной яме.

Иван Владимиров «Поиски съедобного в помойной яме», 1919 год
Иван Владимиров «Поиски съедобного в помойной яме», 1919 год

В начале 20-х годов художник, как и многие другие представители русской интеллигенции, думал, что безумные коммунистические эксперименты — это всего лишь временное недоразумение, которое должно вскоре закончиться. Но когда выяснилось, что всё это всерьёз и надолго, Васильеву волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду.

Однако живописец не утратил острого взгляда и внимания к выразительным бытовым деталям. Например, в картине «Первый трактор» хорошо чувствуется доля иронии.

Иван Владимиров «Первый трактор», 1925 год
Иван Владимиров «Первый трактор», 1925 год
Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: