Художник Иван Владимиров. Революция глазами очевидца
Художник Иван Владимиров стал свидетелем тяжёлого для России времени, которое он талантливо воплощал на своих полотнах. Мастер очень любил делать документальные зарисовки и писать картины, которые отражают реальное положение вещей.
В разгар революции художник служил в Петроградской милиции, поэтому имел возможность писать непосредственно с натуры, показывая порой очень неприглядные стороны того периода истории. «Настоящий художник должен быть правдив» — говорил Владимиров.
Одной из таких стала работа под названием «В театр е. Царская ложа», созданная в 1918 году. На полотне мы видим послереволюционную сцену в театре. Здесь изображены «победители», которые оккупировали царскую ложу. Удручающее зрелище молодых, но уже опухших от пьянства лиц, похожих в своей невыразительности, вечно пьющих, жующих и курящих. Волей-неволей вспоминаются сюжеты Зощенко. Только собрание рисунков и картин Владимирова много страшнее.
Глядя на эти картины, невольно можно подумать: «Как можно было в то время рисовать такое? Как этот художник не попал в лагеря и даже прожил не короткую и неплохую жизнь». Ответ прост: все эти работы были глубоко спрятаны от общественности, а часть из них долгое время и вовсе хранилась вне России. Для всех советских граждан Владимиров писал обычные социалистические сюжеты, например, «Ленин и Сталин летом 1917-го».
Как же контрреволюционные картины попали за границу? Дело в том, что Иван Владимиров хорошо знал английский язык, поэтому легко сошёлся с Американской администрацией помощи (ARA), работающей в послереволюционном Петрограде. Художник принимал активное участие в деятельности этой организации и завёл там друзей, через которых и передавал свои рисунки.
Всего было передано около 50 работ, которые сейчас находятся в архиве Гуверовского института, в собрании библиотеки Брауновского университета, а также в частных коллекциях.
Здесь может встать вопрос: не был ли художник двуличным? На самом деле в то время всё было не так однозначно. Сначала Иван Владимиров поддерживал левые идеи и с восторгом встретил революцию, но когда столкнулся с её реалиями, начал менять мнение.
Своими работами мастер хотел показать, что революция — это смерть, грабёж, голод, разруха и зло в целом. Вот как описывал порывы большевиков пролетарский поэт Владимир Кириллов:
Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,
Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;
Девушки в светлом царстве Грядущего
Будут прекрасней Милосской Венеры…
Однако большинство участников этих событий даже не интересовало светлое грядущее. Их беспокоили более насущные вещи, что видно по этой картине «Погром винного магазина».
А здесь мы можем увидеть, как обречённые на голодную смерь люди роются в помойках в поисках пищи. Ещё вчера им обещали светлое будущее. Сегодня они ищут его в мусорной яме.
В начале 20-х годов художник, как и многие другие представители русской интеллигенции, думал, что безумные коммунистические эксперименты — это всего лишь временное недоразумение, которое должно вскоре закончиться. Но когда выяснилось, что всё это всерьёз и надолго, Васильеву волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду.
Однако живописец не утратил острого взгляда и внимания к выразительным бытовым деталям. Например, в картине «Первый трактор» хорошо чувствуется доля иронии.