«Золотая осень» Левитана сделала его нервы спокойнее

Исаак Левитан «Золотая осень»

Иссак Левитан просто обожал рисовать осень, поэтому создал множество подобных полотен. При этом «Золотая осень» 1895 года стала самым популярным и знаменитым изображением этого времени года.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 год
Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 год

Здесь мы видим солнечный ясный день в самый разгар осени. Ярко-жёлтая и оранжевая листва осыпала деревья, голубое небо нависло над рекой, ветра нет, чувствуется вся красота и грандиозность засыпающей на зиму природы.

Художник специально выбрал такой ракурс, чтобы показать зрителю масштабность композиции. Вдалеке можно увидеть уже убранные поля и деревенские домики, ещё дальше виднеется лес, за ним — горизонт. Пейзаж простирается далеко-далеко.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 год, фрагмент
Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 год, фрагмент

В целом картина несёт в себе позитивное и умиротворённое настроение. Зритель словно попадает в тот солнечный день на берегу тихой речки, который был более 120 лет назад.

Картина также несёт в себе романтический настрой. Считается, что художник вдохновился на её создание своим романом с Анной Николаевной Турчаниновой, которая приехала в своё имение Горка и там познакомилась с Левитаном. В этот период живописец создал серию мажорных картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.

Художника настолько охватила муза, что он даже забыл приехать в гости к Поленову, хотя и обещал:

Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен.

Искусствоведы очень положительно отзывались об «Золотой осени» Левитана. Алексей Фёдоров-Давыдов писал:

«Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы.

Сам художник был не очень доволен картиной, считая её грубоватой. После того, как работу купил Третьяков, Левитан написал ещё одну «Золотую осень».

Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год
Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год

Второе полотно получилось немного пасмурнее, но более просторнее. Здесь река показана очень широкой и просторной. Она занимает существенную часть пейзажа и наполняет его свежестью.

Прямо воле реки стоит домик, окружённый золотыми осенними деревьями. Перевёрнутая лодка напоминает об окончании сезона. Солнца здесь нет. Складывается впечатление, что дело идёт к вечеру.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год, фрагмент
Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год, фрагмент

Примечательно, что жёлтые деревья Левитана не являются монотонными. Художник подмечает и отражает множество цветовых оттенков, которые делают картину живой, яркой и насыщенной.

В настоящее время обе замечательные картины украшают Государственную Третьяковскую галерею и привлекают большое количество туристов всего мира.

«Золотая осень» в Третьяковской галерее
«Золотая осень» в Третьяковской галерее
Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: