Почему картину Айвазовского «На смерть Александра III» скрывали от публики более 100 лет

Иван Айвазовский, «На смерть Александра III», 1894 год

На этой картине мы видим сидящего человека в тёмных одеждах. Он держит в руках крест и о чём-то грустно думает. В самом верху полотна можно наблюдать крест, возвышающийся над городом. Что же художник хотел сказать этим сюжетом?

Иван Айвазовский, «На смерть Александра III», 1894 год
Иван Айвазовский, «На смерть Александра III», 1894 год

Картина называется «На смерть Александра III». Её написал знаменитый маринист Иван Айвазовский, потрясённый уходом из жизни императора-миротворца, скончавшегося в расцвете сил.

Революционные террористы в день годовщины смерти его отца императора Александра II 1 марта 1887 года организовывают покушение на Александра III. Казалось, что жестокий рок висит над династией Романовых, но покушение, организованное пятью революционерами-террористами, с треском провалилось. Император Александр III остался жив, а террористов казнили. Но злой рок по-прежнему висел над императором. 17 октября 1888 года в 50 километрах от Харькова у станции Борки поезд с царской семьей терпит крушение и Александр III держит на своих плечах обвалившуюся крышу вагона-столовой, пока его семья не выбралась. После этого здоровье императора резко пошатнулось и 20 октября 1894 года он умирает.

По замыслу художника, сюжет должен рассказывать зрителю о вечном торжестве жизни над смертью. Однако полотно, наоборот, получилось слишком траурным и мрачным, причём настолько, что пугало самого Айвазовского.

На картине изображена Петропавловская крепость и набережная, озарённая светящимся крестом, возвышающимся над пейзажем. Внизу сидит человек в тёмных одеждах, при этом не совсем понятно кто это — мужчина или женщина.

Иван Айвазовский, «На смерть Александра III», фрагмент
Иван Айвазовский, «На смерть Александра III», фрагмент

Некоторые искусствоведы считают, что художник изобразил супругу государя Марию Фёдоровну. Другие полагают, что на полотне — усатый мужчина. Одним он напоминает террориста Пахома Андреюшкина, покушавшегося на жизнь Александра III, другим — последнего российского императора Николая II. Также есть версия, что герой картины меняется в зависимости от угла зрения.

Мнение Татьяны Гайдук, директора Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского таково:

С моей стороны — это действительно вдовствующая Мария Федоровна. Она скорбит, её лицо скорбно. С противоположной стороны нет вуали, это лицо мужчины с усами, который улыбается.

С момента написания картины прошло более 100, однако исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу этого персонажа. При этом саму картину долгое время прятали от широкой общественности по желаю самого Айвазовского.

Неужели прославленный живописец посчитал своё творение слабым, ведь, как известно, он не писал портретов. Трудно сказать, ведь сам мастер никак не прокомментировал желание скрыть картину, одна она до сих пор окутана ореолом мистики.

Картину «На смерть Александра III» впервые показали 13 октября 2003 года в Феодосийском музее Ивана Айвазовского. Однако гости экспозиции были удивлены тем, что полотно висело отдельно от основной экспозиции, в маленьком зале. Сразу же поползли слухи:

Если смотреть на полотно больше нескольких минут, можно увидеть буквально невидимое, нечто воображаемое, потаенное, и вообще, воздействие картины на зрителя может оказаться непредсказуемым…

Стоит отметить, что картина действительно мрачная, и людям с неуравновешенной психикой она может значительно подпортить настроение. Однако, вполне возможно, что нагнетание таинственности сделано только для большего пиара.

Сегодня картина «На смерть Александра III» висит в «Особой кладовой» феодосийского музея. Попасть туда может любой желающий за отдельную плату.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: