Как называл Третьяков мужичка с этой картины

Иван Крамской «Созерцатель», фрагмент

Иван Крамской «Созерцатель», 1876 год

На этой картине Крамского мы видим крестьянина, идущего по едва присыпленной снегом тропе. Начались заморозки, поэтому мужчине холодно. Он съёжился и спрятал руки в рукава. Одет он достаточно просто, даже бедно. В руках — пустая котомка и деревянная трость для ходьбы.

Иван Крамской «Созерцатель», 1876 год
Иван Крамской «Созерцатель», 1876 год

У крестьянина усталый и задумчивый вид. Он весь ушёл в свои мысли и, кажется, не замечает ничего вокруг. Его сосредоточенное лицо словно перебирает в памяти какие-то воспоминания, его, возможно, тяготят какие-то думы. Не смотря на одолевающие его размышления, путник упорно движется вперёд по лесной дорожке.

Когда Крамской только начал писать картину, она сразу же понравилась Третьякову и тот пожелал купить полотно. Есть даже мнение, что сам меценат и дал ей название. Купец так говорил о герое сюжета:

Я его называю созерцателем потому, что я вижу, что он созерцает… Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь — если бы бог помог!

Хотя Третьякову очень понравилась картина, он её всё же не купил, поэтому полотно два года лежало в мастерской художника. Потом на работу обратил внимание общественный деятель Фёдор Терещенко, который и стал её хозяином.

Иван Крамской «Созерцатель», фрагмент
Иван Крамской «Созерцатель», фрагмент

«Созерцатель» был очень популярным среди современников Крамского. Его образ даже использовал Достоевский, чтобы описать одного из своих персонажей в романе «Братья Карамазовы»:

У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания.

Сейчас картина является частью собрания Киевского музея русского искусства и пользуется большой популярностью у туристов.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как называл Третьяков мужичка с этой картины
Гвидо Рени «Иосиф и жена Потифара», фрагмент
Что хочет женщина от этого мужчины